Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 17129
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
"Злюсь! Сержусь! Досадую!" - преодоление деструктивного поведения и речевого негативизма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Целевая группа
Дошкольники с ТНР, воспитанники массовых групп, педагоги, родители
Содержание проекта
Долгосрочный практико-ориентированный проект: "Злюсь! Сержусь! Досадую!" - преодоление деструктивного поведения и речевого негативизма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта - определить эффективный инструментарий, способствующий преодолению упрямства, негативизма, снятию физической и вербальной агрессии, психологической разгрузке дошкольника и наполнить его логопедическим содержанием.
Задачи проекта:
1. Определить эффективные психологические приемы, направленные на преодоление деструктивного поведения и речевого негативизма воспитанников с ТНР;
2.Наполнить содержание психологических техник на снятие агрессии логопедическими задачами;
3.Планомерно вводить игры и упражнения в коррекционную образовательную деятельность с целью снижения эмоционального напряжения;
4.Поддерживать атмосферу психологического комфорта у всех участников образовательного процесса.
Планируемые результаты проекта: достижение качества логопедической коррекции путем нивелирования у дошкольников деструктивного поведения; улучшение психологического микроклимата на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Этапы проекта.
I подготовительный этап: изучение литературы по вопросам деструктивного поведения, консультации с педагогом-психологом, участие в психологических тренингах, изучение психологических приемов по преодолению деструктивного поведения; определение эффективного инструментария по проблеме;
II этап разработки: систематизация игр и упражнений на снятие агрессии и преодоление негативизма у детей дошкольного возраста, наполнение материала логопедическим содержанием;
III этап реализации: планомерное введение игр и упражнений в коррекционную образовательную деятельность с целью снижения эмоционального напряжения у детей с ТНР, своевременное внесение изменений и дополнений в содержательную часть проекта;
IV обобщающий этап: анализ полученных результатов, систематизация инструментария, описание эффективности коллаборации психологических и логопедических техник в преодолении деструктивного поведения у дошкольников с ТНР, транслирование полученного опыта на дискуссионных методических площадках.
Ресурсы проекта:
- кадровые - педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, старший воспитатель, старшая медсестра;
-развивающая предметно-пространственная среда - возможность смены помещений для проведения образовательной деятельности в течении дня, организация в логопедическом кабинете зон уединения и психологической разгрузки, пополняемая картотека игр и упражнений с логопедическим содержанием на снятие физической и вербальной агрессии, психологического напряжения, визуализацию негативных эмоций, преодоление синдрома навязчивых движений и подбор средств для их проведения; использование потенциала коррекционных логопедических технологий - фонетической ритмики, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, массажа и самомассажа на снятие мышечного напряжения и др
- ресурс саморазвития и самообразования.
Планируемые или полученные результаты
Интуитивно, я и раньше использовала некоторые логопедические упражнения в психологическом ключе. Например, маленький молчун всем своим видом показывает, что он не настроен на работу. "Сердишься? Давай сердиться вместе. Можем громко покричать : "Ааааа! Ыыыыы!" Если хочешь, чтобы было ещё громче, давай поможем себе руками и перед тем как громко тянуть звук, сделаем глубокий вдох". Выплеснув свои эмоции таким образом, чаще всего ребенок начинает продуктивно взаимодействовать.
В ходе активного внедрения на фронтальных и индивидуальных занятиях приемов на снятие физической и вербальной агрессии, визуализацию гнева, снятия напряжения через самомассаж, я отметила более высокую результативность решения моих основных логопедических задач. "Поругавшись" друг на друга фруктами или транспортом, сняв тем самым вербальную агрессию, дошкольники с улыбкой возвращаются к основной теме образовательной деятельности. "Кусая" прищепкой пальчики своей руки или руки соседа, ребенок переключает свое внимание, преодолевает навязчивые движения и развивает мелкую моторику. Произнося скороговорки с определенной интонацией, дошкольники лучше понимают свое эмоциональное состояние, а учитель-логопед решает задачи автоматизации звуков. Психологический этюд перед занятием настраивает детей на спокойное и позитивное взаимодействие.
Начав работать над проблемой проекта, по иному взглянула на потенциал развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета. В логопедическом кабинете должны решаться не только коррекционно-образовательные задачи, но и ситуативные - значимые здесь и сейчас. Разделение пространства на деятельностные модули с плавными границами, с включением сюжетного оформления стеновых и напольного покрытий, позволяет мне предотвратить проявление деструктивного поведения или нивелировать уже возникшую вспышку агрессии.
Я в начале пути. Но некоторыми достигнутыми результатами и положительной динамикой удовлетворена уже сейчас. Прежде чем адаптировать какой либо психологический прием из арсенала техник на снятие агрессии, я изучаю его детально, консультируюсь с педагогом-психологом, пробую прием на себе, ищу как можно дополнить его логопедической задачей. Повторюсь ещё раз, я не претендую на психологическую коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников, я ищу приемы, которые позволят мне здесь и сейчас нивелировать вспышку агрессии, переключить ребенка на позитивную деятельность и в итоге решать коррекционно-логопедические задачи.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым