Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 17076
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
"Развитие чувства ритма у старших дошкольников через вариативные формы музыкального воспитания"
Целевая группа
Целевой аудиторией проекта являются дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с их индивидуальными, возрастными, психологическими и физиологическими особенностями развития и воспитатели ДОУ.
Содержание проекта
Изучая методическую и специализированную литературу, направленную на поиск форм развития чувства ритма у старших дошкольников, заинтересовалась работами об элементарном музицировании К.Орфа и Т.Э. Тютюнниковой. Это послужило отправной точкой для разработки проекта и, в частности, цикла авторских занятий с использованием музыкально-ритмических игр со "звучащих жестами". Пришло осознание и понимание почему так важен ритм для ребенка. Впервые ребенок чувствует и ощущает ритм в утробе матери, слушая ее сердцебиение. Рождаясь, он продолжает постигать ритмы природы: смена дня и ночи, смена сезонов, стук дятла в лесу, стрекотание сверчка, плеск волн. Колыбельные песни, пестушки и потешки - вот первые ритмические произведения, которые открывают для ребенка окружающий мир. В дальнейшем, социальные условия быта, образование родителей и природные данные ребенка влияют на его развитие. В следствие этого у дошкольников наблюдаются разные уровни сформированности чувства ритма, что говорит о необходимости индивидуального подхода в образовательной деятельности. Поэтому основой проекта стали музыкально-ритмические игры и упражнения, которые позволяют педагогу легко организовать занятие в соответствии с интересами детей. На начальном этапе педагог сам предлагает музыкально-ритмические игры через сюжетную линию в процессе образовательной деятельности, тем самым определяя у ребенка уровень сформированности чувства ритма. Обращаясь к авторскому сборнику музыкально-ритмических игр, разработанному в рамках проекта, педагог имеет возможность, использовать как простые, так и сложные ритмические упражнения, учитывая индивидуальный уровень сформированности чувства ритма каждого ребенка. Данный подход педагога позволяет ребенку почувствовать себя успешным, так как ребенок легко может справиться с выполнением простых ритмических упражнений, что вызывает у него интерес и желание выполнить более сложные. В дальнейшем дети начинают импровизировать и предлагать свои вариации игр. Секрет в том, что ребенок самостоятельно развивает чувство ритма, играя.
Цель проекта: создание условий для развития чувства ритма у старших дошкольников посредством использования вариативных форм музыкального воспитания.
Задачи проекта: 1. Провести мониторинг для анализа сформированности чувства ритма у старших дошкольников;
2. Создать и внедрить цикл занятий, направленный на развитие ритмичности у детей, с применением форм, средств и методов элементарного музицирования;
3. Провести семинар-практикум для педагогов ДОУ, направленный на освоение техники проведения музыкально-ритмических игр, с целью включения их в ОД;
4. Создать условия для самовыражения и импровизации ребенка посредством организации музыкальных зон из бросовых материалов на территории детского сада.
Планируемые или полученные результаты
Проект был рассчитан на 2 года (сентябрь 2018 - май 2020 года) и включал следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. В процессе подготовительного этапа был проведен мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников, анализ полученных данных, постановка проблемы, анализ литературы и поиск форм и методов ее решения, а также создан сборник музыкально-ритмических игр и разработан цикл авторских занятий на его основе. Основной этап включал внедрение вариативных форм развития чувства ритма у детей:
- традиционные музыкально-ритмические игры (потешки, детские песенки, подвижные музыкальные игры);
- цикл занятий с применением «звучащих жестов», где использовалось постепенное усложнение упражнений и игр за счет введения новых «звучащих жестов», более сложных ритмических рисунков и наращивания темпа («звучащие жесты» - это ритмическая игра тела звуками, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, по груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.);
- исследовательскую деятельность, направленную на изучение звуковых возможностей различных предметов, создание шумовых инструментов из бросового материала и организацию оркестра с применением данных инструментов с целью поддержания инициативы и интереса детей;
- серию авторских занятий, разработанных на основе программы "Цветные нотки" Т.В. Ермолиной по ознакомлению и игре на музыкальных трубах Boomwhackers;
- самостоятельные игры-импровизации детей.
По инициативе педагогов вышеперечисленные формы были включены в образовательную деятельность в группах. Для этого заранее был проведен семинар-практикум «Ритмический кофе», где воспитатели познакомились с понятием «звучащих жестов» и овладели техникой включения их в свои занятия. Также результатами основного этапа можно считать созданную музыкальную зону на территории детского сада, включающую ксилофоны из деревянных палочек, пластиковых труб, стеклянных бутылок с водой и металлофон из металлических труб. Неожиданным результатом реализации проекта стало создание детьми оркестра "звучащих жестов".
На данный момент имеются результаты диагностики первого года реализации проекта, в частности, мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников, из которого видно, что спонтанный уровень снизился на 23% по сравнению с данными мониторинга в начале учебного года и составил 21%, ситуативный уровень вырос на 14% и составил 66%, а константный уровень увеличился на 9% и равен 13%. У детей появился интерес к музыкально-ритмическим деятельности, они стали слышать ритмы в повседневной жизни и пытаться повторить их, появилась выразительность при исполнении музыкальных произведений, во время выполнения диагностических заданий многие дети уже осмысленно подбирали ритмический рисунок, быстро переключались с одного ритма на другой, стали появляться элементы полиритмии.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым