Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 16450
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
Детско-взрослый проект: «Звукляндия-страна звуков»
Целевая группа
Дошкольники 5-7 лет с нарушениями речи, в том числе с ОВЗ, нормативно развивающиеся дошкольники 4-7 лет, родители (законные представители) детей
Содержание проекта
Современный социум погружает ребенка в мир компьютерных технологий раньше, чем в мир межличностной вербальной коммуникации. Дошкольники с легкостью взаимодействуют с различными гаджетами, которые, к сожалению, не всегда стимулируют детей к развитию «живого» общения. У детей, имеющих нарушения речи, успешность в компьютерной среде зачастую существенно выше, чем в вербальной. Как следствие, у таких детей формируется (усугубляется) речевой негативизм. Теоретическим фундаментом занятия являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
• речь ребенка развивается в ходе генерализации(обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, саморазвития речи, придает творческий характер.
Из выше сказанного следует, что важным показателем сформированности речи в целом, является умение ребенка использовать диалогическую и монологическую речь в жизни.
Цель: создать условия для развития спонтанной речи детей через погружение в ситуацию значимой для ребенка деятельности.
Задачи:
- мотивировать детей на вербальное сопровождение своей деятельности за счет вовлечения в игровую ситуацию;
- развивать навык диалогической и монологической речи на индивидуально возможном уровне с учетом зоны ближайшего развития;
- коррекция звукопроизношения;
- знакомство родителей с инструментами развивающего взаимодействия с ребенком и способами их применения.
Ресурсы проекта:
- интерактивное оборудование (интерактивная доска, документ-камера, планшет/ноутбук);
- игрушки и игровые атрибуты, позволяющие создать игровую ситуацию на определенную укрупненную лексическую тему "Город»;
- педагог, владеющий системно-деятельностным подходом.
В ходе реализации проекта создана дидактическая база, состоящая из серий интерактивных игр и тактильного игрового пособия «Город», объединённых между собой едиными предметными образами и условными игровыми ситуациями. Интерактивные игры содержат в себе готовые задания, направленные на закрепление произношения звуков речи, их фонетической дифференциации, активизации словарного запаса, закрепление навыков употребления различных грамматических и синтактических конструкций. С одной из таких игр можно познакомиться на сайте Интерактивные системы https://systemekb.ru/games/?games=volshebnaya-strana-zvuklyandiya-chast-1-6/.
Срок реализации проекта: сентябрь-май
Планируемые или полученные результаты
Тактильное игровое пособие город, созданное учителем-логопедом, позволяет переключить ребенка с модели взаимодействия «заданный путь» на модель «выбери путь». Фигуры из фетра, имитирующие предметную область «город» (дом, автобус, троллейбус, дерево, качель, горка, собака и т.п.) позволяют ребенку построить свой город самостоятельно, вместе с педагогом или другими детьми. Форма организации данной деятельности зависит от уровня речевого и интеллектуального развития детей, задачи, которую необходимо решить в конкретной образовательной ситуации.
Применение интерактивных игр на этапе актуализации знаний выполняет дополнительную мотивирующую функцию. Задания, которые предлагаются ребенку приводят его к созданию плана, модели будущего города. Таким образом, осуществляется объединение детской и взрослой цели. Например, если педагог решает задачу дифференциации звуков «р» - «л», то интерактивная игра «приведет» его к созданию своего города, в котором в названиях всех объектов, будут заданные звуки. При этом, только от ребенка будет зависть выполнение этого условия: собака может иметь кличку и Дружок, и Лапочка. Каждая образовательная ситуация разыгрывается таким образом, что при любой форме организации (даже при объединении детей с разным уровнем речевого развития) каждый реализует свой план развития диалогической и монологической речи и остается успешным. Положительным результатом может стать и отраженная речь, и творческий рассказ.
Важной составляющей такой работы является возможность продолжения игровой ситуации при следующей образовательной встрече. Итог реализации проекта для каждого дошкольника тоже индивидуальный. Практика реализации проекта в 2018-2019 учебном году позволила получить следующие продукты:
- мини этюд-драматизация «Вместе с мамой» (дошкольник с ОВЗ рассказывает о своем городе вместе с мамой);
- конкурс детских презентаций «Мой город» (индивидуальная и парная публичная защита);
- речевой баттл «Что для города нужней».
Реализация проекта предполагает перенос речевых навыков в реальные коммуникативные условия. Этому способствует вовлечение родителей, которым предложены готовые инструменты взаимодействия с ребенком и способами их применения. Одним из таких инструментов является книжка-игра, разработанная на подготовительном этапе проекта http://umka-nadym.ru/media/sub/962/files/posobie-gorod-moej-fantazii.pdf
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым