Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 16406
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
"Использование полифункционального спичборда "Говоруша" с целью коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения речи. Родители воспитанников.
Содержание проекта
Основным инструментом проекта является инновационный продукт - полифункциональный коррекционно-развивающий спичборд «Говоруша». Пособие состоит из двух основных составляющих частей: стойка с вертикально расположенным оргстеклом для рисования и интерактивное устройство, озвучивающее игровые задания для развития речи детей.
Коррекционно-развивающие задания пособия способствуют решению разнообразных задач: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; развитие мелкой и общей моторики и мн.др. Устанавливая связи между разными сферами деятельности ребенка, комплексно воздействуя на него, спичборд «Говоруша» способствует выравниванию речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Этапы проектной деятельности:
1 этап. Знакомство со спичбордом.
1) спичборд размещен в группе;
2) детям дано объяснение, что это стекло для свободного рисования, а это значит, что дети могут самостоятельно по собственному желанию или по приглашению других детей рисовать на нем;
3) ознакомление детей с материалами, с помощью которых можно рисовать, при этом им не давался готовый образец действий с предметами с целью создания исследовательской ситуации;
4) была апробирована мобильность спичборда и создана договоренность о возможности уединения ребенка с пособием при его желании.
2 этап. Знакомство детей с внешним видом и функционалом электронного устройства:
1) изучение назначения кнопок на «Говоруше»
2) оговаривание правила «Не нажимать технические кнопки устройства», создание правила «Чистые руки» при работе с устройством;
3) совершение пробных действий с устройством «Говоруша» (на данном этапе - без спичборда).
3 этап. Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений при работе со спичбордом:
1) Для решения определенной коррекционно-развивающей задачи логопед знакомила детей с конкретной карточкой, оговаривая возможные варианты действия с ней, проводились пробные действия с карточкой и спичбордом.
2) С теми детьми, которые не сразу поняли способ работы с карточкой, проводились индивидуальные пробные упражнения.
3) Убедившись, что все дети овладели способом действия с карточкой, логопед помещал ее в зону свободного доступа. Детям давалась возможность самостоятельной деятельности с карточкой и спичбордом. Педагог не вмешивался в игровые действия детей (за исключением случаев, когда неправильное использование интерактивного оборудования могло привести к его поломке).
4) В случаях обращения ребенка ко взрослому при возникновении затруднений, педагог советовал попросить помощи у своих сверстников, побуждая детей к познавательным конструктивным контактам.
Срок реализации проекта: в течение всего периода посещения дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.



Планируемые или полученные результаты
1 этап. Результатом этого этапа стало проявление у детей интереса к новому предмету РППС. Дети с интересом отмечали особенности рисования по стеклу разными материалами: жидкая краска стекает, краска, нанесенная тонким слоем, становится прозрачной, фломастер очень легко скользит по гладкой стеклянной поверхности. Дети научились не бояться рисовать.
Однако были и отрицательные стороны детского поведения на этом этапе: они мешали друг другу во время рисования, не умея договориться об общем рисунке, часто рисовали одни и те же образы, техника рисования которых им хорошо знакома из предыдущего опыта. Свои действия дети не оречевляли. В результате был сделан вывод: для решения коррекционно-развивающих задач детям действительно нужна направляющая функция педагога. С этой целью к игрушке был добавлен интерактивный компонент – электронное устройство «Говоруша».
2 этап. Результатом стало повышение интереса дошкольников к элементу спичборда, так как современные дети охотно играют с электронными устройствами.
3 этап. В начале данного этапа довольно часто возникали конфликтные ситуации, когда дети, работающие в паре, не могли договориться о теме рисунка, поделить пространство спичборда. Педагоги наблюдали за самостоятельной деятельностью детей, но старались не вмешиваться, давая возможность детям самостоятельно справиться с возникшими разногласиями. В то же время все конфликтные ситуации не оставались без внимания. Например: в ситуации, когда один из детей категорически отказался поделиться краской со своим партнером по рисованию, логопед не стала отчитывать ребенка за эгоизм, а прочитала всем детям рассказ В. Осеевой «Синие листья». Т.о. педагог способствовала формированию у детей стремления делиться, договариваться, ценить помощь, не стесняться обратиться за помощью к другим детям.
Основная задача – коррекция нарушений речевого развития детей с ТНР, активизация их речевой деятельности - активно решалась во время деятельности детей со спичбордом. Дети стали проявлять высокую степень желания «рисовать, играть и говорить», закрепляя в самостоятельной деятельности знания, умения и навыки, полученные во время образовательной деятельности.
Об эффективности применения инновационного продукта говорит неослабевающий интерес к нему детей: они охотно играют с ним, с нетерпением ожидают новых карточек. Качество отрабатываемого воспитанниками речевого материала улучшается.
Выводы: интерактивный компонент пособия привлекает внимание современных дошкольников. Задания, самостоятельно добытые ими с помощью «Говоруши» выполняются охотно, а отсутствие назидательной функции педагога, расслабляет детей, создает ситуацию «просто игра». Снятию тревожности, повышению самостоятельной активности способствуют и арт-терапевтические свойства техники рисования на стекле. Симбиоз двух компонентов спичборда способствует достижению значительного эффекта в работе с детьми с ТНР.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым