Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 16055
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
Использование игровых сюжетов для развития речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников
Содержание проекта
Цель проекта: развитие речи, коммуникативных навыков и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать все компоненты речевой языковой системы и психологическую базу речи, конструктивный праксис, мелкую моторику дошкольников; осуществлять коррекцию речевого развития воспитанников;учить рассуждать, делать выводы, передавать задуманный сюжет в конструктивной деятельности, с использованием песочных столов-планшетов; воспитывать культуру общения, стремление к сотрудничеству, приобщать к нормам и ценностям общества; стимулировать родителей к развитию детей в игре.
Концептуальная основа проекта. 1.Развитие дошкольника в игре, т.к. «игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д. Б. Эльконин). 2.Деятельностный подход в и развитии воспитанников. 3.Информационно – чувственная основа в работе с дошкольниками. 4.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные мероприятия. 1.Включение историй с игровыми сюжетами в индивидуальные и фронтальные занятия с детьми 2.Проведение индивидуальных занятий с детьми для родителей с целью обучения совместной увлекательной игре с ребёнком при реализации игрового сюжета. 3.Вовлечение родителей в творческий процесс сочинения сказок вместе с детьми.
Ожидаемые результаты: развитие самостоятельной речи , когнитивных процессов, мелкой моторики дошкольников в пределах возрастной нормы; дети словесно выражают свои эмоциональные переживания, рассуждают, ведут диалог со взрослыми и сверстниками, составляют истории, а для передачи задуманного сюжета используют лего-конструктор, песочные столы-планшеты, игрушки, картинки; дошкольники сотрудничают при выполнении задания, оказывают помощь друг другу; родители воспитанников включаются в совместную игру с ребёнком, развивая его способности и творчество.
Реализация проекта (август 2017-июнь 2018г). На занятиях дети знакомятся с главным героем, рассказывают по вопросам и предметным картинкам где он живёт, чем занимается. Дополнительно сопровождаем сюжет артикуляционными, дыхательными упражнениями, необходимыми для постановки следующих звуков. Раскрываем характер героя. Если он весёлый, то сочиняем чистоговорки, перевёртыши, рифмованные двустишия или лимерики (в зависимости от речевых возможностей детей). Рассказываем об отношении персонажа с его окружением. Когда у героя много друзей, то играем вместе (дидактические игры на речевом материале «трудного» звука). Если герой конфликтует с окружающими, то отправляем его искать лучшую жизнь, например по «игре-бродилке», причем каждый шаг вперед -только при правильном выполнении задания. Воспитанник от лица главного героя вступает в диалог с другими персонажами, рассуждая находит ответ на проблему. Часто игровой сценарий включает использование конструкторов, песочных столов-планшетов. Активными
участниками занятий становятся родители, которые отвечают для себя на вопрос: "Как играя обучать?"
Планируемые или полученные результаты
Основная трудность возникла на организационном этапе при сочинении историй, сказок для совместного обыгрывания с детьми на занятиях. Причём сюжеты должны быть увлекательными и понятными для дошкольников, а педагогу помогать комплексно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи. Поэтому творческий процесс оказался для меня затратным по времени. Необходимо было учитывать: характер нарушений в развитии дошкольников; лексическую тему недели (либо сезонность); положения об эффективном развитии ребёнка в деятельности.
Однако усилия оказались не напрасными. Каждое занятие проходило на одном дыхании. Воспитанники уже с первой минуты были заинтересованы и замотивированы помочь главному герою разгадать загадку, вместе с ним дойти до конца истории. Такой подход помог избежать скучного многократного повторения, сделал коррекционно-развивающий процесс более привлекательным для детей. Со временем я разработала несколько схем, по которым строила игровые сюжеты.
Участниками проекта были не только дошкольники, но родители. Они включались в обыгрывание сюжетных историй на открытых индивидуальных занятиях с детьми. Активность родителей была высокой, однако в беседе многие ссылались на загруженность работой и нехватку свободного времени для игры с ребёнком. Поэтому дополнительно были проведены консультации на тему: «Игры, развивающие ребёнка дома, на улице, в автомобиле, на кухне».
В течение учебного года родители совместно с детьми были авторами многих увлекательных сказок. Например, «Почему у елки всегда зеленые иголки», «Теремок наоборот» и др., сочиняли рекламы от имени домашних животных и др. Причем изначально идею творческих домашних заданий поддержала только третья часть родителей. Ситуацию помогли изменить дети, которые с удовольствием слушали сказки, подготовленные сверстниками, давали положительную оценку, обсуждали сюжет, пытались по рисункам догадаться о содержании, аплодировали и радовались, если история была увлекательной. Желание ребёнка поделиться своей сказкой с остальными детьми группы стало мотиватором для многих родителей к совместному творчеству.
Анализ результатов (использовалась СD-программы «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Безрукова О.А. и др.) в конце учебного года выявил:
•61% детей подготовительной логопедической группы перешли на более высокий уровень развития речи, памяти, мышления;
•95% дошкольников выпущены в общеобразовательные школы города с "чистой" речью;
•5% выпускников имеют улучшения (рекомендовано дальнейшее обучение в школе с логопунктом);
•на 31% увеличились показатели высокого и на 20% - среднего уровней развития мелкой моторики у дошкольников.
На основе наблюдений и анализа анкетных данных о включённости родителей в совместную игру с ребёнком были получены результаты: 78% родителей участвуют в развитии своего ребенка в игре и через игру, готовы прикладывать усилия для преодоления трудностей совместно с педагогом.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым