Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 15865
Тематика
Консолидация (детский сад, район, педагогическая команда, родители, организации-партнеры и др.) в совместной деятельности и/или партнерстве для развития детей
Название проекта
Пряничных дел мастера
Целевая группа
В проекте участвуют дети в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольники,их старшие братья и сестры), семьи детей (родители, бабушки и дедушки), педагог дополнительного образования, мастера пряничного дела музея-мастерской "Архангельский пряник", учитель дефектолог и воспитатели МБДОУ Детский сад № 174 г.Архангельска. Спецификой проекта является его инклюзивность: участвуют дети с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, аутизмом, а также дети с нормой развития. Это позволяет расширить границы общения, создать условия для развития каждого ребенка, консолидировать действия всех взрослых в этом направлении.
Содержание проекта
Сначала была случайная встреча с интересным человеком, учителем-дефектологом одного из детских садов города. Завязалось общение. А потом родилась идея: рассказать детям, их педагогам и родителям о том, чем мы, поморы, дорожим – о пряничном деле. Как оказалось, многие дети совсем не знали ничего про козули, да и взрослые были мало знакомы с этим ремеслом. Кроме того, выяснилось, что дети, с которыми я познакомилась в детском саду, с трудностями и особенностями развития, круг общения которых ограничен детским садом и семьей. Родители редко с ними выходят в музеи, почти не бывают на экскурсиях. Вот и появилось совместное желание вывести детей «в люди», открыть перед ними новые горизонты развития. Мы прекрасно понимали, что к особым детям нужен особый подход, им нужен и образец, к которому они смогут стремиться. Поэтому решили, что участниками проекта станут не только дети с ОВЗ, но и с нормой развития. А чтобы и тем, и другим было комфортно, проект стал семейным: каждый ребенок участвует в нем вместе с родителями и другими членами семьи. На «пряничном совете» мы решили, что будем встречаться по воскресеньям в музее. Это то уютное местечко, где ребенок и взрослый может узнать историю пряника-козули и сделать ее своими руками. У нас возникло много вопросов: справятся ли дети с новой, но интересной деятельностью, откликнутся ли родители на предложение дать ребенку инициативу и поддержать ее. Поэтому первую диагностическую встречу-знакомство мы решили провести в знакомой детям обстановке – в группе детского сада. Дети не только приняли идею, но и заинтересовались предложением прийти с мамами и папами в музей. Какие задачи мы перед собой ставили? 1.Обогатить социально-коммуникативный опыт детей посредством включения их в ситуации взаимодействия с людьми; 2.Расширить представления о региональной культуре на основе знакомства с пряничным делом. 3.Объединить усилия родителей, детей, мастеров и педагогов в совместной деятельности и партнерстве для полноценного развития детей. Каждая встреча имеет определенную структуру: Приветствие (обмен новостями) – «пряничная школа» (интерактивное занятие или музейный квест) – «пряничная мастерская» (программа выстроена в соответствии с «хлебным календарем» и народными праздниками, включает выпечку, роспись козуль, изготовление оберегов и т.п.) – «пряничное чаепитие» (с самоваром и северной выпечкой). Как в любом рецепте теста, в нашем проекте есть свои ингредиенты:
П–Педагог
Р-Родители
Я–Я!!!
Н–Наука
И–Искусство
К–Креатив
Как буква Я стоит в середине слова, так и в нашем проекте: каждое Я ребёнка стоит в центре внимания взрослых.
Наши семьи стали выпекать и расписывать козули даже дома.
Какие нужны ресурсы? Помещение, инвентарь и ингредиенты для изготовления козуль, свободное время и заинтересованность во взаимодействии. Важно, чтобы дети получали информацию от исконных мастеров!У нас это Онучина Т.А. - народный мастер России и руководитель музея Ю.Н.Онучина-Попова. Срок реализации проекта - пока есть интерес у всех!
Планируемые или полученные результаты
Проект оказался очень востребованным. В ходе его реализации возрос интерес к тому, что мы делаем, как у детей, так и у взрослых, особенно у родителей. Изначально в проекте участвовали только 11 человек, теперь нас– 42! Дети, в том числе и с ОВЗ, стали проявлять самостоятельность, инициативность, уверенность, могут смело высказать своё мнение, делают то, что им нравится, присматриваются к взрослым, выполняют работу совместно, помогая и подсказывая друг другу.
Значительно расширился кругозор и словарный запас у детей, они узнали много новых слов, предметов, консультируются у взрослых, получая познавательный опыт, с желанием выполняют задания: находят загадки, пословицы, сказки по темам встреч, приносят рисунки и поделки.
Часто ребенок приходит одновременно и с мамой, и с папой. Частыми участниками стали бабушки и дедушки. Очень радуют совместные посещения Музея и выполнение творческой работы с папами. То, что наши дети счастливы бывать в музее на занятиях, видно по их эмоциям, речевой активности, рисункам и поделкам, которые они по своей инициативе выполняют дома и приносят, чтобы показать всем. Изменилась и развивающая среда. В саду появился региональный уголок, где представлено пряничное ремесло, организуются встречи с мастерами. В музее появилась выставка детских работ, детскими поделками украшена новогодняя елка. В соцсети ВК создана группа, где выкладываются фото и видеоматериалы, информация по проекту.
Изменилась образовательная среда и дома: дети и родители самостоятельно выпекают пряники и расписывают их, приходят в музей в пряничную лавку в промежутках между встречами.
Заметны позитивные изменения у детей и взрослых. Они открыты к общению (скучают друг по другу, обнимаются при встрече, активно делятся новостями, не боятся обращаться за помощь). Взаимоотношения между родителями и детьми укрепляются, чаще прислушиваются друг к другу. Дети с нормой развития и с ОВЗ обретают опыт общения друг с другом. Кроме того, ведется переписка между детьми-участниками проекта из детского сада № 174 «Ягодка» и детьми из Снежногорска Мурманской области. Наши дети отправляли посылку с козулями собственного изготовления, а ребенок из Снежногорска приезжал к нам и тоже побывал в музее на мастер-классе со своими родителями. Всё это говорит о том, что наш проект не только интересен,но еще и полезен, т.к. способствует сплочению детей и взрослых,расширению границ общения и развитию инициативности и самостоятельности, ориентирован на ребенка.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым