Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 15658
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
Русские народные игрушки как средство сенсорной интеграции детей дошкольного возраста в ДОУ
Целевая группа
Воспитанники детского сада от 3 до 7 лет, педагоги, родители. Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса. Знакомство с народным игрушками, организация игровой деятельности с целью обогащения сенсорного опыта дошкольников, создание дидактических игр и материалов для занятий изготовление народных игрушек и атрибутов для игр является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников, бабушек и дедушек). Основными формами и методами работы являются проведения интегрированных занятий с детьми во второй половине дня в блоке совместно творческой деятельность.
Содержание проекта
Тематика проекта:
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками.
Проект был реализован на базе ЧУ ДО «Детский сад "Замок Детства", Московская обл., пос. совхоза им. Ленина.
Тип проекта - исследовательско-творческий.
По количеству участников: групповой.
Срок реализации - долгосрочный (сентябрь-май).
В рамках реализации проекта предполагается проведение исследования возможностей и особенностей использования народных игр и игрушек как средства сенсорной интеграции в ДОУ, создание развивающей предметно-пространственной и игровой среды с активным использованием всего многообразия русских народных игрушек, включая и природный материал, проведение работы с родителями о необходимости включения народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской игровой и познавательной деятельности, разработка и опробирование парциальной программы «Жили были…» с подробным описанием конспектов интегрированных занятий по сенсорной интеграции, разработка дидактических игр и игровых наборов «Семья», «Свадьба», «Труд», «Запахи лета».
В осмыслении игрушки в контексте педагогических проблем в последние десятилетия участвовали не только педагоги и психологи, но и искусствоведы, этнографы, историки, культурологи. При этом исследователи (Н.С. Александрова, Н.В. Егупова, Л.А. Кузнецова, М.А. Мишина, С.В. Онощенко), представляющие различные области знания, были едины в понимании игрушки как концентрированного выражения традиционной культуры народа, они сходились во мнении, что социальная функция игрушки состоит, главным образом, в том, чтобы передать ребёнку выработанные в ходе многовековой истории нравственные установки и важнейшие навыки общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми.
Однако, несмотря на то, что в последние годы в педагогических исследованиях рассматривались различные вопросы включения народных игр и игрушек в педагогический процесс, следует отметить, что значимость народной педагогики для сенсомоторного развития современного ребёнка исследовалась явно недостаточно, тем более, до сих пор остается неудовлетворенным запрос педагогических работников на разработку практикоориентированных научно-методических пособий, игровых наборов и других материалов, необходимых для активизации сенсорного опыта ребёнка.
Основная задача проекта: усиление, коррекция и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системы в процессе игр с народными игрушками и природным материалом.
Для успешной реализации проекта необходимо помещение для создания мини-музея по народной игрушке, наличие разнообразных игрушек народного промысла (деревянных, глиняных, текстильных), коллекция натуральных тканей, комплект балансировочных досок, сенсорное наполнение в виде разнообразных круп и природного материала, атрибуты для народных игр (скалки, домотканые коврики, сенсорное деревянное лото, ходули деревянные, коллекция пахучих трав, атрибуты для пальчиковых игр, деревянные коробки с разнообразным сенсорным наполнением).
Планируемые или полученные результаты
На базе дошкольного учреждения с детьми младшего дошкольного возраста во второй половине дня в блоке совместно-творческой деятельности после дневного сна я провожу занятия с детьми по сенсорной интеграции. Эти занятия включают в себя комплекс упражнений, направленный на развитие вестибулярного аппарата, осязания, ощущения своего тела, обоняния, зрения слуха, вкуса. Упражнения сопровождаются пояснениями, которые призваны соотнести полученные ребёнком ощущения с сенсорными эталонами и их вербальным обозначением. Особенностью проводимых занятий по сенсорной интеграции является использование в них народной игрушки и традиций народной педагогики, в которой естественным образом отбирались и совершенствовались наиболее эффективные средства развития сенсомоторного развития ребёнка (кукла-перевёртыш, кукла «День-Ночь», кубышка-травница, кукла «Зерновушка», кукла «хороводница и т.д.). В качестве сенсорного наполнения используется всё разнообразие круп, подготовлены большое количество мешочков для хождения по ним босыми ножками, что способствует развитию тактильной чувствительности, а также расширяет их социальный опыт. Крупы засыпаются в полые шары, которые производят специфические звуки, побуждающие ребёнка соотносить их с полученными прежде ощущениями. На занятиях активно используются качели, брёвна, балансировочные деревянные платформы, роликовые доски, упряжь, своими руками изготовлены фактурные сенсорные пособия (дети могут ходить босыми ножками по кружеву, домотканым половикам и т.п.). Изготовлены различные дидактические материалы для слуховой и зрительной стимуляции. Предлагаю ниже описание некоторых дидактических материалов.
Я изготовила для детей дошкольного возраста игровой набор, который называется «Запахи лета». Его могут использовать психологи, логопеды, родители и воспитатели. В основе набора лежит образ игрушки – Кубышки-травницы. Я собрала коллекцию пахучих трав и листьев кустарников и деревьев, и получилось настоящее «Ароматное чудо». Дети с большим удовольствием сортируют запахи, запоминают названия трав и кустарников. Сегодня мы теряем способность различать тонкие запахи, поскольку в обыденной жизни подобные навыки требуются нам всё меньше и меньше. Однако влияние запахов на развитие и функционирование мозга человека исторически было очень существенным. Они важны для межполушарных взаимодействий, возникновения ассоциативного мышления, координации понятийных и образных элементов ментальной деятельности. В конце концов, игра с куклами, несущими различные запахи, захватывает и увлекает детей, позволяет наладить доверительное общение с ними.
Игровой набор для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Семья». Народная игрушка – самый яркий и выразительный вид декоративно-прикладного искусства, первое, с чем сталкивается ребенок на пути познания окружающего мира и себя в нем. Она помогает моделировать бытовую среду, формировать навыки, необходимые для жизни в семье и обществе.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым