Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 14637
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
Марафон чистоговорок
Целевая группа
дети подготовительной группы (которые научились произносить поставленные звуки в любой позиции в словах и во фразах, но в собственной речи не следят за четким произношением) и их родители. Проект может быть реализован как в условиях логопункта, так и в речевых группах.
Содержание проекта
Марафон предполагает "забег" на длинную дистанцию: его продолжительность от 4 месяцев (если начинается после Нового года), до 7 месяцев (если начинается с октября). Участники "стихотворного забега"- дети подготовительной группы, у которых не завершился процесс автоматизации звуков в свободной речи.
Цель проекта: формирование динамического стереотипа в произношении звуков.
Достижению цели способствует решение взаимообусловленных задач:
1. Повысить уровень контроля за речью детей со стороны родителей;
2. Повысить уровень самоконтроля у детей;
3. Создать условия для многократного повторения речевого материала с автоматизируемыми звуками.
Задача марафонца- каждую неделю учить небольшое стихотворение (в основном- четверостишие), в котором часто встречается звук, требующий автоматизации. Задания на текущий месяц публикуются на сайте https://www.chistogovorka.ru/ в разделе «Марафон чистоговорок», а также размещаются в уголке для родителей. В этом же уголке размещается таблица учета результатов командных соревнований.
Я объясняю родителям, что важно учить стихотворение в начале недели, чтобы в течение нескольких дней ребенок имел возможность упражняться в произношении трудных звуков, иначе он будет испытывать трудности, которые родители дополнительно для него создали.
Соревнуются дети в составе двух команд ("Чистоговорки" и "Болтунишки"), но при этом учитываются и индивидуальные результаты детей, которые дополнительно поощряются. Правила участия в марафоне:
1. Раз в неделю дети рассказывают стихи всей группе, а не только участникам «Марафона чистоговорок».
2. Учитывается только такое рассказывание стихотворения, в котором автоматизируемый звук было хорошо слышно. Если стихотворение выучено, но заданный звук ребенок не проговаривает- результат не учитывается, потому что цель заучивания- автоматизация звука в стихотворном тексте.
3. Стихотворение, которое вовремя не выучили, обязательно нужно рассказать через неделю, но этот результат учитывается только в командных соревнованиях, а не в личном рейтинге.
4. Если ребенок по уважительной причине пропустил день рассказывания стихотворения- он должен его рассказать в следующий раз. В данном случае результат будет учитываться.
5. Каждый месяц определяется команда-победитель. Участники победившей команды получают сладкие призы.
6. Победитель всего Марафона определяется в конце апреля. Участники победившей команды (помимо сладких призов) получают Грамоты победителей, а остальные дети- Сертификаты участников.
7. Состав команд может пополняться в течение года.
В 2019г. я познакомилась с приложением «Объясняшки» (для iPhone), с помощью которого можно делать анимированные видеоролики, рисовать которые доступно детям. Именно поэтому появилось новое правило:
8. Каждый ребенок, который в течение месяца учил все стихи, получает возможность нарисовать мультик. Для этого ему нужно выучить стишок на неделю раньше графика, чтобы видеоролик стал наглядной опорой для детей, которым нужно выучить такое же стихотворение.
Планируемые или полученные результаты
За время существования проекта его участниками стали 24 человека, из которых только у 4 детей остались не до конца автоматизированными звуки в речи. Считаю это хорошим результатом, учитывая, что от специалиста данная форма работы не требует серьезных временных затрат. Но процесс нужно хорошо организовать и периодически перераспределять роль "движущей силы". Конечно, главная движущая сила всего проекта- это логопед. Но обязательно нужно создать условия, при которых другие участники взаимодействия (дети и родители) периодически стимулировали бы друг друга и не давали бы расслабиться друг другу.
На первом этапе роль движущей силы играют родители: видя таблицу результатов, они стремятся к тому, чтобы такая визуализация выглядела благополучно. Постепенно их усилия ослабевают: работа, кружки и секции детей, курсы подготовки к школе... Зато дети включаются в соревновательный процесс и начинают брать инициативу в свои руки. Через некоторое время я подключаю самый мощный стимул для детей- программу для создания видеоскрайбинга «Объясняшки».
Первыми рисуют мультики дети, которые не являются участниками Марафона. Для создания видео выбираются стихотворения, которые марафонцы должны выучить через неделю, чтобы мультфильмы стали наглядной опорой для заучивания текста. Вводится новое правило, стимулирующее детей: нарисовать мультфильм может любой участник, который в течение месяца выучил и четко рассказал все стихи. Все созданные детьми видео размещаются на сайте, в разделе "Видео". Информация об этом доводится до сведения родителей. В такие моменты статистика сайта показывает рост количества посещений.
Оказалось, что в творческом процессе создания мультфильма скрыт мощный ресурс речевого тренинга. Во-первых, у ребенка есть возможность услышать свою речь со стороны и объективно оценить ее, а также постараться качественно улучшить, проговорив стихотворение заново. Это способствует формированию самоконтроля. Во-вторых, если ребенок повторяет стихотворение многократно, пока рисует к нему сюжет, то проговаривание звука становится все более легким. Все это способствует формированию динамического стереотипа, который может запускаться от "толчка" по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности. Толчком может оказаться услышанное ребенком слово из стихотворения, просмотр мультфильма или прослушивание других детей.
За три года форма организации проекта менялась. Сначала это были командные соревнования, затем- индивидуальные. Но теперь я понимаю, что самым оптимальным оказалось сочетание командной и индивидуальной форм. Потому что каждый ребенок несет ответственность за себя и за свою команду (помог ей набрать очки или нет). Успех или неудача ребенка- это успех или неудача всей команды. Если команда оказалась огорчена результатом, то она может помочь участнику выучить стихотворение. В то же время, возможность поднимать личный рейтинг с целью побыстрее оказаться автором мультфильма является мощным стимулом.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым