Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 13820
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
ПОДДЕРЖИ МЕНЯ!
Целевая группа
Воспитанники подготовительной группы, воспитатели группы, психолог
Содержание проекта
Этот проект стал возможным в тот период, когда дети моей группы увлеклись знаками. Видя этот интерес, я стала понимать, что знак и есть культурное средство, которое сможет помочь детям в разных эмоциональных состояниях.
Так родилась идея проекта: научить детей пользоваться знаками, которые создаются в нашей группе, для саморегуляции.
Срок реализации проекта: ∞ (бессрочно).
Для реализации проекта необходимы: временной ресурс (свободная деятельность, когда дети рисуют знаки), организационный ресурс (рефлексивный круг, возможность размещать знаки там, где дети считают нужным).
Этап подготовки
Отбор рисунков и кейсов, где знак сработал, в результате которого появилась схема, помогающая понять, что именно сейчас нужно: «обрати внимание», «поддержи меня», «давайте договоримся».
Этап обучения
На этом этапе я помогаю детям определять, что говорит знак.
Например, в проекте по навигации Глеб разместил знак «Проход закрыт» на доске для рисования и объяснил, что там не всё можно рисовать. Знак помог ему выразить своё несогласие и стал поводом для обсуждения.
Другая ситуация: зная, что будет активное мероприятие, где Лео будет трудно собой управлять, я заранее с ним договорилась, что буду там, где меня видно, и жестом покажу ему знак. Для Лео этот знак - возможность обратить внимание на себя.
В этих ситуациях знаки говорят: «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ».
Стёпа очень волновался перед выступлениями и попросил: «ПОДДЕРЖИ МЕНЯ». Мы договорились: когда он читает стихи или танцует и видит меня, я жестами показываю «отлично», «всё хорошо», «я с тобой», «я тебя поддерживаю», «всё идёт как надо». Сначала жесты спонтанно возникали от моих эмоций, потом мы стали договариваться. Стёпа видел знак и успокаивался. Сейчас он уже умеет справляться сам и поддерживает своих друзей.
«ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ!» - решают дети и идут рисовать знаки. Например, когда наша группа выросла, оказалось, что старые правила посещения туалета не работают. Мальчиков больше, и они занимают все кабинки. Девочкам приходится их ждать. Дети решили эту проблему так: сделали рисунки. Причём их сначала сделали мальчики, а потом доработали девочки.
Этап творчества
Так знаки стали частью нашего языка. А язык невозможен без словотворчества. Теперь мы их не просто рисуем, а обсуждаем, учимся распознавать и использовать в общих ситуациях.
Чтобы знак сработал мы:
- вместе придумываем их и «читаем»,
- обсуждаем, что они на самом деле значат и где их можно увидеть (место, ситуация).
Читать «зашифрованную» информацию – самое сложное, поэтому мы учимся её распознавать.
Планируемые или полученные результаты
Когда я увидела интерес детей к знакам, я решила к нему присмотреться. Со временем стало понятно: рисунки-знаки имеют отношение к жестам и вместе выполняют важную работу – дети с их помощью выражают себя и свою мысль. Детский рисунок – это «форма дописьменной речи», ребёнок рисует своё представление о мире (М. Осорина). Это представление и было интересно мне!
В нашем случае рисунок и подпись к нему важны не только как «ситуация письменной речи» (Ф. Сохин, М. Аромштам): знак и жест становятся культурным средством, позволяющим ребёнку с помощью взрослого научиться тому, что до этого ему было не доступно – зона ближайшего развития ребёнка с точки зрения эмоционально-когнитивного развития (Л. Выготский). В понимании этого процесса мне также помогли лекции Элли Сингер: эмоция – это энергия, ребёнку важно уметь выражать её, а взрослый может в этом помочь. Его роль заключается в введении культурного средства совладания с эмоциональным состоянием.
Что этот проект дал детям?
Они увидели, что я разделяю их интерес; их мнение, чувство, состояние для меня важно и я обязательно их поддержу. Они стали лучше понимать, что чувствуют и как их чувства понимают другие, стали точнее выражать себя. Дети лучше управляют своим эмоциональным состоянием. Ребёнок обращается к знаку, как к средству, но со временем он заменяется способом действия.
Изменения, которые произошли с детьми и которые мы наблюдаем:
1. Дети обнаружили новые средства невербального общения, которые тренируют наблюдательность. Это помогает больше заметить вокруг себя.
2. Вырос уровень включенности. Ребятам стало классно общаться иным способом. На другом языке: «Нам сложно, но интересно» - сказали Лео, Миша, Аня.
3. Самооценка Кати выросла, когда дети заметили, как она справляется со своей обидой. Глеб заметил это и расспросил Катю. Она объяснила, что глубоко дышит. Группа стала учиться у Кати, что делать со своим телом, чтобы справиться с обидой. Катя почувствовала себя принятой группой.
4. Степан сумел справиться со своей неуверенностью, когда он обменивался знаками - жестами с воспитателем. Сейчас ему уже это не нужно, он регулирует себя сам во время выступлений.
5. Ребята самостоятельно в группе поддерживают Катю, когда ей грустно. Это и дружеское похлопывание по плечу, и подмигивание, и знаки рукой.
6. На днях на улице был гололёд. Ребята увидели опасность для всех играющих. Определили скользкие участки и решили отметить их кеглями, чтобы никто не упал. (кегли здесь – как знак «скользкий пол»). Это и забота о других, даже если нас нет рядом.
7. Арслан с помощью нарисованных знаков научился транслировать свои эмоции, поднял свою самооценку, т. к. его знаки очень необычны и заинтересовали остальных ребят.
8. Сейчас в группе меньше времени уходит на самоорганизацию: глазами больше видят, чем слышат ушами.
9. Группа сплотилась, так как у нас свой язык.
10. Участие в проекте научило ребят быть внимательным к своему желанию.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым