Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 13452
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
Проект "Арт-Ассорти" по развитию творческих способностей, ассоциативного мышления, игровых замыслов у дошкольников средствами технологии "Арт-converter"
Целевая группа
Целевой группой для реализации проектной деятельности являются дошкольники от 5 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста:
- Развитие познавательных процессов, личностных качеств детей, происходит в первую очередь, через игру.
- Воображение становится произвольным. Ребенок владеет способами замещения реальных предметов и событий воображаемыми. Развивается опосредованность и преднамеренность воображения - дошкольник может создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать их соответствие задаче;
- Развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности. Ребенок овладевает перцептивными действиями, то есть дифференцирует наиболее характерные свойства объектов и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны;
- Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер, ребенок становится способным рассуждать;
- Дети смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания, которые они получили из книг, мультфильмов, рассказов взрослых и окружающей жизни. В игровых действиях режиссерской игры используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки. Режиссерская игра активно сопровождается речью детей, ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа.
Содержание проекта
История создания игровой технологии "Арт-converter" («преобразовывать») возникла на основе ознакомления с учебными пособиями В. Н. Белкиной "Игра и развитие дошкольника", И. А. Лыковой «Художественно-дидактические игры в детском саду» и знакомством с творчеством художника Эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо, автором удивительных картин-портретов, где каждая часть лица – это отдельный фрукт, ягода или плод. Принцип технологии "Арт-converter" заключается в том, что в качестве предметов-заместителей в режиссерской игре ребёнка выступают плоскостные силуэты предметов окружающего мира: разнообразные по контуру, величине и окраске природные формы (овощи, фрукты, ягоды). Каждая форма на что-то похожа и радость творчества и азарт игры состоит в ассоциативном преобразовании, «превращении»: по условиям игры участникам нужно найти форму похожую на какой-либо предмет и создать художественный образ. Функциональность режиссерской игры и элементов театрализации осуществляется в передаче эмоций созданного персонажа: улыбается, грустит, удивляется, выполнении действий: идёт, машет, танцует, хлопает в ладоши, в создании детьми собственных историй, сказок с помощью созданных образов, персонажей. Таким образом, прослеживается синтез игры и творческой деятельности. Задачи проекта "Арт-Ассорти": создать предметно-развивающие игры, способствующие развитию воображения, обогащению режиссерской игры ребёнка; формировать умения, связанные с художественно-образным отражением окружающего мира способом преобразования формы; сопоставлять, устанавливать сходство между силуэтами природных форм и предметами окружающей действительности; передавать строение, эмоции, движение, характер создаваемого художественного образа; развивать ассоциативное мышление, образное восприятие, сенсорные, коммуникативные навыки, творческую инициативу и самостоятельность; Реализация проекта проходила в течение 2 месяцев, в три этапа. Организационный этап включал в себя составление плана и содержания проекта, подготовку игрового материала на каждого ребёнка (вырезание силуэтов плодов из цветной бумаги). Основной этап проекта состоял из нескольких шагов: 1. Ознакомление детей с творчеством Джузеппе Арчимбольдо, проведение ассоциативной игры «Составь портрет из фруктов, овощей, ягод» (муляжи); 2. Организация игровой деятельности с силуэтами природных форм - преобразование в простые художественные образы (машина, дом, цветок...); 3. Организация художественно-режиссерских игр с силуэтами природных форм - преобразование в более сложные художественные образы - сказочных персонажей; 4. Свободная игра. 5. Творческим итогом проекта стала анимация - создание детьми мультфильмов по мотивам сказок, стихотворений. Заключительный этап: анализ результатов проекта, подведение итогов. Периодичность в реализации проекта: в начале учебного года, в старшей и подготовительной к школе группе. Оборудование: силуэты плодов из цветной бумаги (примерно 20 шт. на каждого участника).
Планируемые или полученные результаты
Дети сразу включились в игру, приняли её условия – замещение, преобразование силуэтов овощей и фруктов в предметы окружающего мира, сказочных персонажей. У них возник непосредственный интерес к данной игровой деятельности: озвучивая и проговаривая вслух задачи каждого этапа игры, свои решения каждой творческой задачи, дошкольники увлечённо создавали художественные образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями игры. Было интересно наблюдать за процессом ассоциативного анализа формы: сопоставления, установления визуального сходства между силуэтами природных форм и частями, чертами, деталями создаваемого образа. У некоторых детей наблюдалось копирование художественного образа, большая часть ребят создавали оригинальные, вариативные способы изображения. Дети с удовольствием играли с созданными персонажами - включаясь в алгоритм режиссерской игры - передавали эмоции художественного образа, его действия, сюжет сказки. Следующим шагом проектной деятельности будет создание детьми своих собственных сюжетов в свободной режиссерской игре; расширение тематики художественных преобразований формы: транспорт, животные, жанры изобразительного искусства, машины будущего, сюжетные картины; выбор в качестве предметов-заместителей плоскостных силуэтов других природных или фантазийных форм; реализация данной игры-технологии в разных видах продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, анимация. Основным положительным, качественным для меня и всех участников проекта - дошкольников и педагогов, результатом, было ощущение нужности и необходимости проведения подобных проектов по реализации игровых технологий. Проект стал событием в жизни детей, так как оставил радостные, позитивные впечатления от процесса игры, ощущение творчества, созидания. Для детей данная технология стала мотивом развития уже созданных сюжетов в свободной деятельности. По завершению проекта предметная среда группы обогатилась игровым материалом. Игры, рисунки, поделки детей стали более разнообразными, оригинальными. Реализация проектной деятельности "Арт-Ассорти" способствует развитию у детей воображения, речи, игровых замыслов, способности к ассоциативному мышлению, дети проявляют самостоятельность при выборе темы, сюжета, игрового материала для организации игры. По результатам итогового мониторинга у 78 % детей было выявлено значительное повышение уровня развития творческих способностей, расширение и обогащение игрового опыта, повышение партнерского взаимодействия наблюдается у всех детей-участников проекта. Можно сделать вывод о том, что данная технология соответствует возрастным особенностям, потребностям, интересам ребёнка и может быть использована для организации режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста. Опыт, представленный в проекте, получил распространение в форме мастер-класса «Игровая технология «Арт-Converter» среди воспитателей, родителей, специалистов и реализовывается в группах дошкольного учреждения.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым