Университет детства Рыбаков Фонд лого Войти
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 12897
Тематика
Развитие игровых, познавательных, языковых, коммуникативных и художественных способностей детей, их здоровья, социальных навыков и саморегуляции
Название проекта
"Разноцветные кусочки, или Вторая жизнь пазла" - проект по использованию окрашенных деталей пазлов в аппликации в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Целевая группа
Целевой группой данного проекта являются: дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Восприятие слабовидящего ребенка характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением.
У детей с косоглазием и амблиопией снижена различительная способность восприятия цветов близлежащих в цветовой гамме (красный-желтый-оранжевый, синий-зеленый-фиолетовый). Слабовидящие дошкольники затрудняются в узнавании предмета в контурном и силуэтном изображении. Большие затруднения дети испытывают в объединении разрозненных частей в целое. Затрудняются соотносить и подбирать предметы по величине на глаз, определять размер предметов. Развитие воображения снижено. Многим детям тяжело рисовать, вырезать ножницами, наклеивать на бумагу вырезанные фигуры, так как движения рук у них скованные и неуверенные.
Содержание проекта
Целью нашего проекта является создание условий в детском саду для развития нарушенных зрительных функций через использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности - аппликации из деталей пазлов.
Задачи: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного ориентирования, тактильно-осязательных функции у детей с нарушением зрения; способствовать осознанию родителями воспитанников значимости использования изобразительной деятельности во всестороннем развитии слабовидящего ребенка; развивать творческое воображение, креативность.
На подготовительном этапе реализации проекта педагог совместно с детьми и родителями окрашивает детали пазлов краской в основные цвета спектра и их оттенки, что позволяет развивать у дошкольников цветовосприятие, цветоразличение, навыки локализации деталей по цвету. На основном этапе – дети моделируют изображение из разноцветных деталей. Сначала контур будущего изображения предлагает педагог, а затем дети выкладывают изображение по собственному замыслу.
Все детали пазла имеют разную форму. Выделяют боковые детали пазла, которые имеют одну или две прямые стороны и центральные, которые отличаются большим количеством выпуклостей и впадин. Боковые детали удобно использовать для выкладывания таких изображений, как дом, машина, поезд, элементов фона (горизонт). Центральные пазлы, являясь более изящными и резными, формируют неровные контуры: шерсть животных, крону деревьев, морские волны.
Кусочки разных пазлов отличаются и по величине, что позволяет учитывать требования к организации тифлопедагогических условий для работы с детьми с нарушением зрения. Детям с низкой остротой зрения для работы предлагаем только крупные детали пазла. Обследование и дифференциация формы деталей пазлов формирует тактильно-осязательные навыки и умения ребенка с ОВЗ. Аппликация из деталей пазлов позволяет получать представление о пространственном расположении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.), тем самым развиваются навыки мезоориентировки. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мелкой моторики, координации движений. Основными мероприятиями, которые были проведены в рамках реализации проекта стали: акция «Сбор утерянных пазлов»; мастер-классы: «Праздничная открытка из деталей пазлов», «Фоторамки из пазлов», экологическая акция «Поделки из нетрадиционных материалов». Продуктом реализации нашего проекта является выставка детско-родительских работ «Вторая жизнь пазла». Работа с дошкольниками по реализации проекта проводится 1 раз в неделю в рамках подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия, пространственного ориентирования и развития мелкой моторики. Срок реализации проекта - 2 года. Детали пазлов, разных размеров, окрашенные в разные цвета являются универсальным, доступным материалом для получения изображений.
Планируемые или полученные результаты
Данный проект является уникальным, так как в педагогической практике нами не обнаружено опыта работы по внедрению данной техники аппликации, аппликации из окрашенных деталей пазлов, в коррекцию функциональных зрительных расстройств и в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста.
У детей с нарушением зрения выявлена положительная динамика в развитии зрительного восприятия, навыков ориентирования в мезо- и макропространстве, зрительно-моторной координации, тактильного восприятия и навыков осязания, творческого мышления, воображения, зрительного внимания. Диагностическое обследование с использованием методик предложенных Осиповой Л. Б., Дружининой Л. А., Гризик Т. И. было проведено в начале и по завершению реализации проекта "Разноцветные кусочки, или вторая жизнь пазла" . У 87 % дошкольников после реализации проекта произошли значительные улучшения по таким показателям как зрительное и пространственное восприятие, развитие мелкой моторики и осязания. Ухудшения зрительных функций не выявлено. Дети так же используют детали окрашенных пазлов в свободной игровой деятельности, сортируют детали по цвету, форме и размеру, выкладывают из деталей мозаику, что позволяет развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, а также зрительные функции: цветовосприятие, цветоразличение и глазомер.

Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым