Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 9787
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
«Школа тайн и открытий» как инструмент реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» детей старшего дошкольного возраста»
Целевая группа
Дети старшей и подготовительной группы
Педагоги
Родители
Содержание проекта
Проект рассчитан на 2 года, реализуется ежедневно в совместной и самостоятельной деятельности.
Идея данного проекта принадлежит Кэрол Энн Бреннан, профессору Гавайского университета. Курс называется DASH - развивающие подходы к науке и здоровью».
Современная социальная ситуация развития детей требует введения новых подходов развития дошкольников. Важная задача стоит перед воспитателем — развитие учебных действий, которые позволят детям успешно обучаться в начальной школе.
С целью включения в свою педагогическую деятельность новых способов, средств и форм организации образовательной деятельности была разработана программа «Школа тайн и открытий», которая позволяет формировать у дошкольников исследовательские умения, решать задачи образовательной области «Познавательное развитие» и строится на базе активного использования возможностей исследовательского обучения в современном дошкольном образовании.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и направлена на поддержку детской инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Ведущими образовательными инструментами в реализации задач данного проекта являются:
1. Летопись группы - представляет собой рулон бумаги, на который ежедневно заносят результаты метеонаблюдений, фиксируют основные события дня, произошедшие в детском саду, городе.
2. Карта понятий – средство для упорядочивания и наглядного отображения знаний детей. Основное понятие записывается на большом листе бумаги (погода, транспорт, Родина) в центре. остальное заносится детьми в виде зарисовок и картинок.
3. Коробка изобретателя - инструмент для развития изобретательских способностей и реализации проектного подхода, её необходимость возникает тогда, когда предстоящее занятие нацелено на изобретательскую деятельность.
4. Список ответственностей – инструмент для фиксации и выполнения задач, связанных с исследовательской работой детей. В процессе изучения новых тем появляются новые роли-ответственности. Каждый ребёнок имеет возможность попробовать себя в разных ролях, будь то метеоролог, летописец, эколог, исследователь, конструктор. Роли служат средством для распределения деятельности в групповой работе и выполнения разнообразных задач в течении дня, недели.
5. Журнал исследователя - тетрадь , где дети фиксируют свои детские вопросы, возникающие в процессе работы над той или иной темой.
6. Книга тайн и открытий — большая книга, где совместно с детьми фиксируем собственные наблюдения, выводы, полученные на занятиях , прогулках.
Перечисленные инструменты вписались в календарно - тематический план и в режим дня.
Для успешной реализации проекта были созданы соответствующие условия:
• Материально - технические: ноутбук, сканер, принтер, рулонная бумага, контейнеры, микроскопы.
• Информационные: методические пособия по теме, веб ресурсы, методическая помощь.
• Кадровые ресурсы: организация курсов повышения квалификации и организация консультаций для родителей и воспитателей.
Планируемые или полученные результаты
Планомерная и интересная работа по реализации проекта позволяет продвигаться к ожидаемым планируемым результатам.
Ребёнок учится:
• сотрудничать, работать в группе сверстников;
• подчиняться различным правилам и социальным нормам;
• извлекать информацию из окружающей действительности, систематизировать её, обобщать, классифицировать;
• фиксировать полученные исследования;
• брать на себя роль и выполнять её в течение дня;

Эффекты от реализации проекта:
• На этапе завершения дошкольного образования и перехода в школу, воспитанники постепенно осваивают огромный спектр познавательных и коммуникативных действий, приобретают разнообразные умения и навыки на основе системных знаний, которые им будут необходимы для дальнейшего образования и жизни.
• Расширилось образовательное пространство группы;
• РППС группы меняется и насыщается интересными и нужными элементами;
• Родители стали активными участниками в образовательной деятельности.
«Зона риска» проекта:
В ходе реализации проекта установили, что в старшей группе, надо ограниченно и поэтапно вводить ответственности, летопись заполнять 1 раз в неделю, к концу года - 2 раза в неделю.
Некоторые родители наполняя коробку изобретателя раскрывают секреты конструкций (или конструируют их), тем самым ограничивают творческий потенциал детей.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым