Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 9679
Тематика
Использование цифровых технологий в дошкольном образовании
Название проекта
«Обучаемся играя» - Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения с помощью компьютерных технологий
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с разными видами зрительных нарушений: миопия, астигматизм, гиперметропия, косоглазие (односторонние и поперечное), амблиопия разных видов (дисбинокулярное, обскурационное, рефракционное, истерическое). Данную компьютерную технологию, возможно, использовать для детей с сенсорными нарушениями, с тяжелым нарушением речи, с задержкой психического развития, а так же дошкольникам с нормативным развитием.
Актуальность: увеличение количества детей с патологией зрения и различными психофизическими нарушениями, детей - инвалидов, ставит проблему получения ими качественного дошкольного образования, определяет необходимость создания специальных условий для детей с ОВЗ, разработку механизмов адаптации Программы для этой категории детей.
Гипотеза проекта: использование компьютерных технологий в работе дошкольников будет способствовать преодолению дисбаланса между развитием и обучением ребёнка с особыми образовательными потребностями применительно к зрительному восприятию.
Цель проекта: применение информационно-компьютерные технологии в процессе развития перцептивных способностей детей с ОВЗ, что способствует разнообразию способов и форм предъявления визуального материала. Расширять возможности получения информации детьми с различными отклонениями в развитии, давать возможность мобилизовать сенсорную систему дошкольника.
Задачи:
1.Создать условия для достижения целей образовательной деятельности.
2.Осуществить углубленный анализ сформированности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
3.Разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, для оптимизации коррекционного процесса.
Содержание проекта
Проект реализуется в форме совместной деятельности тифлопедагога с детьми с ОВЗ. Продолжительность проекта 2 года (старшая и подготовительная группа).
Проект «Обучаемся - играя» был апробирован в группах, где дошкольники с нормативным развитием в рамках дополнительного образования (кружковая работа по познавательному развитию).
Так же эта проектная технология была проведена в группах компенсирующей направленности с детьми с нарушением зрения в рамках дополнительных индивидуальных и подгрупповых занятий. На первом этапе проекта все игровые задания для детей представляются в традиционной форме на коррекционных занятиях. Игры: «Найди пару», «Раставь по порядку», «Определи форму», « Найди нужную картинку», «Подарки для матрешки», «Построим дом», «Собери целое», «Складываем и считаем», «Узнай животного по контуру», «Узнай животного по фрагменту», «Птичьи домики», «Чья мама», «Сложи картинку (силуэты)», и другие применяются в образовательной деятельности по развитию цветовосприятия, ознакомлению с формой, величиной и предметных представлений.
На втором этапе, если у ребёнка нет противопоказаний для работы на компьютере (разрешение офтальмолога и психоневролога), проводится индивидуальная работа с применением компьютерной технологии «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями» (авторы: Буковцова Н.И., Ремезова Л.А.), по закреплению или усвоению пройденной темы.
Работа организована по четырём разделам:
«Разноцветные задачи» - дети овладевают системой цветовых эталонов; формируются способы обследования цветовых свойств предметов; закрепляются знания о цвете; учатся действовать с цветом по словесной инструкции.
«Занимательная геометрия» - дошкольники обогощают свои представления о о геометрических фигурах, закрепляют в практических действиях.
«Ознакомления с величиной» - игры направлены на развитие глазомера, восприятия разномерных элементов разных цветов и формы.
«Мир животных и растений» - у детей формируется умение понимать структуру объекта, соотносить части и их признаки, объединять части в единое целое, воспроизводить пространственное расположение объекта, соотносить реальные предметы с их изображениями.
Работая по этим разделам с дошкольниками, закрепляются полученные ранее знания, по средствам выполнения мультимедийных заданий. Ребенку предлагается выполнять на компьютере или интерактивной доске ряд действий, например: соотнести фигуру с предметом, подобрать по оттенкам цвета, соотнести величину по размеру, найти объект по контуру.
На третьем этапе проекта выполнение данных компьютерных упражнений включаются в разные этапы образовательной деятельности, как специального (у психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), так и общеобразовательного (конструирование, лепка, аппликация, рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром) – по усмотрению педагога.
Планируемые или полученные результаты
Конечный результат:
•использование в работе игровых ИКТ заданий;
•расширение зрительного восприятия старших дошкольников при помощи мультимедиа;
•систематизация материалов;
• проведение завершающих диагностических упражнений (Диагностический мониторинг проводится на основе методических материалов «Тифлопедагогической диагностики дошкольника с нарушением зрения» Е.Н. Подколзиной.)
Эффекты реализации проекта:
1.Формируется положительное отношение к коррекционным занятиям;
2.Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму способов обследования цветовых свойств предметов, геометрических фигур, отношениях предметов по величине.
3.Ребенок стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
4. У детей улучшилась глазомерная оценка предметов, ребенок сам видит результат своей работы.
5. Наблюдается положительная динамика коррекционно-развивающей работы по устранению и предупреждению вторичных отклонений у дошкольников с нарушением зрения.
Достигнутый результат:
В результате работы с включением компьютерных технологий в ходе проведения диагностики по итогам усвоения программы, была отмечена значительная положительная динамика по всем разделам.
Можно отметить, что в конце учебного года (второго года обучения) дети занимающиеся по проекту «Обучаемся – играя» смогли выкладывать сериационный ряд по цветовой насыщенности (от светлого к темному, и от темного к светлому) практически без ошибок. Хотя в начале обучения без помощи взрослого с этим заданием не справлялись. Отмечу, что построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности в начале обучения у большенства детей вызывало трудности в выполнении, а в конце обучения – дети справляются самостоятельно. Положительным результатом стало то, что ребята при восприятии формы предметов уверенно дифференциацируют сходную форму. По результатам диагностики восприятия величины наши воспитанники значительно улучшили глазомерную оценку величины, что способствовало лучшему построению сериационных рядов предметов по высоте, ширине, толщине. Хочется отметить, что дети стали лучше ориентироваться в объектах растительного и животного мира, так как предъявляемый визуальный материал был более развернуто представлен. Всё это способствует развитию зрительного восприятия детей, что является первостепенной задачей для коррекции зрения наших выпускников.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности созданной системы развития зрительного восприятия детей с ОВЗ.
Данная технология поддерживает и дополняет, но не заменяет систему работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) образовательной организации по формированию у детей представлений о цвете, форме, величине, животном и растительном мире.
Форма продукта проектной деятельности: д/и, сборник электронных заданий, конспекты занятий.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым