Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 9243
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Скоро в школу
Целевая группа
Дети подготовительной группы общеразвивающей направленности.
Одним из психолого - педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования является подготовка дошкольников к обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физического, социального и психического развития ребенка. Моя задача как педагога-психолога способствовать психологической подготовке ребенка к школе.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» позволит повысить уровень подготовки детей к школе. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог Фридрих Фребель.
Я работаю с детьми подготовительной группы по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой. В тематический план развивающих занятий мною были включены игры с использование игрового набора "Дары Фребеля".
При подборе игр я опиралась:
1. На идеи Фребеля: представление о ребенке как о развивающейся личности; трактовка развития, как деятельного вхождения ребенка в мир природы и общественных явлений; утверждения игры как основы воспитания в детском саду.
2. На теорию Л.С. Выготского о развитии высших психических функций: «Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической».
3. На идеи Л.И. Божович, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Содержание проекта
Проект "Скоро в школу рассчитан на один учебный год.
Цель: Создание психолого-педагогических условий для подготовки детей к школе с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Задачи:
Создать условия для :
- развития высших психических функций и формирования их произвольности;
-формирования учебно - познавательных мотивов, внутренней позиции будущего ученика;
- формирования коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками;
- развития самостоятельности и адекватной самооценки.
Условия реализации проекта:
1. Программа психолого-педагогических занятий "Цветик-Семицветик" под редакцией Н. Ю. Куражевой.
2. Игровой набор "Дары Фребеля"
3. Кабинет педагога-психолога: столы и стулья, интерактивная доска, оборудование сенсорной комнаты.

Первый этап проекта (сентябрь 2018г) включает в себя психологическую диагностику детей, подбор развивающего материала и составление тематического плана занятий с включением в него игр с использованием игрового набора "Дары Фребеля". Психологическая диагностика состоит их тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития внимания, памяти, мышления, определить темп деятельности, работоспособность, самооценку. Диагностический материал взят из программы психолого-педагогических занятий "Цветик-Семицветик". Анализ результатов диагностики позволяет подобрать необходимые развивающие игры и составить тематический план занятий, тем самым создать необходимые условия для подготовки детей к школе.
Сейчас я реализую второй этап проекта (сентябрь 2018г. - апрель 2019г.)– провожу развивающие занятия с детьми с использованием игрового набора «Дары Фребеля» (согласно тематическому плану).
На занятиях для детей мною создаются различные игровые ситуации, благодаря которым дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы, учатся аргументировать свой ответ. Кроме этого дети на занятиях фантазируют, учатся сочинять сказки, слаженно работать в команде.
Третий этап проекта (апрель 2019 г.) будет включать в себя итоговую психологическую диагностику детей, которая позволит увидеть результат работы и сделать выводы.
Планируемый результат проекта:
Положительная динамика в развитии высших психических функций и формировании их произвольности; в развитии учебно - познавательных мотивов, внутренней позиции будущего ученика; в развитии коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками; в развитии самостоятельности детей и адекватной самооценки.


Планируемые или полученные результаты

Используя на занятиях игровой набор "Дары Фребеля", я заметила, что дети всегда с большим интересом и желанием выполняют задания.
На данный момент пожалуй еще рано делать серьезные выводы. Временной промежуток достаточно мал, всего три месяца прошло с начала занятий. Однако, наблюдая за детьми можно сделать следующие выводы:
1. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм на основе игрового набора.
2. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности, дети самостоятельно выбирают необходимые детали наборов для выполнения задания, пытаются самостоятельно придумывать физминутки с использованием игрового набора.
3. Дети учатся высказывать свои суждения. Это сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
4. Развитие логического мышления тоже не стоит на месте. Дети умеют классифицировать предметы по заданному признаку, умеют анализировать расположение предметов относительно друг друга, умеют сравнивать предметы по заданному признаку.
5. Игры используемые на занятиях позволяют совершенствовать восприятие, как зрительное так и слуховое и осязательное, в процессе различных действий с этими предметами.
6. У детей развивается способность эффективного общения и успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В ходе реализации проекта, исходя из своих наблюдений, я обнаружила, что занятия необходимо обогащать новыми играми, разработанными на основе игрового набора Фребеля, а так же обязательно включить в занятия подвижные игры, которые позволят развить у детей пространственную ориентацию. Так же я сделала вывод о том, что игровой набор можно применять для всех возрастных групп детского сада, знакомство с игровым набором с раннего возраста в различных сенсорных, сюжетных и конструктивных играх создаст необходимую базу для освоения в старшем дошкольном возрасте игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления. Данное пособие может использоваться для групповой и индивидуальной работы с детьми. Задания на занятиях могут носить индивидуальный и коллективный характер.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым