Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 8902
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Проект "Волшебный кубик"
Целевая группа
Целевая группа - дети 3-7 лет. Возможно привлечение к участию в проекте и родителей воспитанников.
Нижняя граница возраста обусловлена тем, что именно в возрасте с 3 лет включение детей в конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования у них общих познавательных способностей, благодаря которым происходит успешное восприятие внешних свойств предметного мира, таких, как величина, цвет, форма, пространственные и размерные отношения, понимание некоторых существенных (структурно-функциональных) связей на основе их
наглядного моделирования, создание новых оригинальных образов и др. В проект включены разные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств и способов организации познавательной деятельности, дающих высокий эффект развития указанных способностей у детей 3-7 лет. Тематика заданий и игр разнообразна. Изначально она знакомит детей с особенностями назначения и строения нескольких групп предметов, сходных между собой в определенном отношении (дорожки разной длины и ширины, загородки разной высоты и конфигурации, постройки, включающие перекрытия или внутреннее пространство).
В проекте конструирование напрямую слито с игрой. Дети в 3-4 года играют со строительными деталями ("Кроватка для кубика", "Домик для собачки", "Стульчики для медведей"). Далее игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей (к примеру, обезьянка просит детей сделать "Фотографию" кубика, бруска, кирпичика); в 6-7 лет сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры (строительство аэросаней для участия в спортивных соревнованиях, проектирование театральной площади для дальнейшего просмотра кукольного спектакля). Игра дошкольников в процессе конструирования — это по сути и форма воспитания, поскольку именно в игре закладываются основные принципы развития ребенка, это готовит его к следующему возрастному этапу и ко взрослой жизни.
Также мы включили в проект 32 ребенка в возрасте 5-7 лет, имеющих нарушения речи.
Содержание проекта
Идея проекта возникла в процессе анализа результатов организации образовательной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Я заметила, что начиная с 3 лет ребенок испытывает затруднения в ситуациях, связанных с созданием объемных построек и манипуляций с деталями конструктора. В основе проекта - деятельность по конструированию как условие развития познавательных способностей (Венгер Л.А., Бардина Р.И., Парамонова Л.А.). Основной путь развития способностей - это постоянный переход от внешних действий с условными заместителями предметов (схемами, моделями) к действиям в уме. Дети сначала выполняют новые для них действия вместе со взрослым, затем с другими детьми, далее - самостоятельно.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных способностей в процессе конструирования (целенаправленно исследовать предметы, анализировать их; сравнивать детали, отмечая в них общее и различное и различное; способность к обобщению и умозаключениям; анализировать условия и находить самостоятельно решения, создавать замысел конструкций и планировать свою деятельность).
Новизна опыта: конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия - наглядного моделирования.
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.
Этапы проекта: 1) диагностический (выявление у детей исходного уровня развития познавательных способностей); 2) развивающий (конструирование в процессе организованной образовательной и свободной игровой деятельности); 3) заключительный (оценка результативности реализации проекта).
В качестве диагностического инструментария используются методики Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко.
Содержание образовательной деятельности: 1) достижение цели проекта (обследование строительных деталей, постройки, работа со схемой, работа с трафаретами и др.); 2) игровая деятельность; 3) обсуждение итогов.
Педагог занимается с детьми не менее 2 раз в неделю. Проект может реализовать педагог, имеющий квалификацию по специальности «Дошкольное образование». Развивающая предметная среда должна обеспечивать принцип доступности, способствовать закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме проекта.
Кубик - основная строительная деталь. Поэтому для реализации проекта необходимы конструкторы из дерева, в составе которых присутствуют соизмеримые с кубиком по размеру строительные детали: кубики; короткие и длинные кирпичики; призмы; цилиндры; короткие и длинные бруски. Важно иметь и другие виды конструкторов, материалы которых направлены на развитие у детей интереса и желания создавать постройки, обыгрывать их. Проект может использоваться в любом регионе, поскольку не имеет региональной направленности.
Срок реализации проекта - 1 учебный год
Планируемые или полученные результаты
Желаемый результат - увлеченность детей конструированием.
Планируемые результаты:
1. В 3-4 года ребенок: а) соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных деталей, находит предмет по описанию его сенсорных свойств, вычленяя его среди других; б) в конструировании по конкретному образцу анализирует образец, выделяет основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводит образец самостоятельно; в) в конструировании по замыслу называет тему (предмет) будущей конструкции, дает описание внешних свойств задуманной постройки, называет требуемый для нее материал и указывает отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически (обследованием).
2. В 4-5 лет: а) умеет конструировать предмет по его графической модели; б) в процессе конструирования по замыслу не только называет тему (предмет) будущей постройки и материал, но в процессе конструирования может несколько видоизменить тему, при этом созданная постройка узнается как заранее названный предмет; в) использует трафарет.
3. В 5-6 лет: а) находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа; б) способен анализировать конструкцию предмета с практической точки зрения; в) выделяя части, устанавливает функциональное назначение постройки, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.
4. В 6-7 лет: а) умеет представить строительный объект «в уме» с разных пространственных позиций с опорой на модельные образы предмета и их графическое изображение; б) способен переводить одни схемы построек в другие (контурные – в расчлененные; общие схемы предмета – в конкретные модели их конструкций; в) умеет по модели одной или двух сторон строить конструкцию, затем по ней вычерчивать еще одну модель - с третьей стороны); г) самостоятельно разрабатывает собственный замысел конструкции и конструирует по замыслу.
Полученные результаты:
Проведенное исследование выявило, что проект способствует развертыванию познавательной деятельности, которая положительным образом влияет на уровень развития интеллектуальных способностей. К моменту завершения проекта уровень развития интеллектуальных способностей значимо отличается по ряду показателей: 1) дети проявляют большую способность к конструктивной деятельности; 2) имеют более высокий уровень развития вербальных способностей (х=5,2000), при этом они оперируют в процессе конструирования более общими категориями, демонстрируя способность "читать" схему постройки; 3) к 7-ми годам демонстрируют высокую степень овладения действиями наглядно-образного (87,6%) и логического мышления (70,1%), перцептивного моделирования (88,2%), отнесения свойств предметов к заданным эталонам (91,4%). Это обстоятельство свидетельствует о более высоком общем уровне развития познавательной деятельности дошкольников.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым