Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 8758
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Песочная страна"
Целевая группа
1. Дети 2-6 лет
2. Родители воспитанников
3.Воспитатели нашего ДОУ
4. Педагоги-психологи ДОУ города
Содержание проекта
Песок - это знакомый и естественный для ребенка материал. Направленное использование песка в образовательном процессе эффективно для решения как обучающих, так и коррекционных задач. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей Юнга. Игры с песком использовались Марией Монтессори. Методику работы с песком раскрывает в своих работах Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева
Песок невозможно переоценить:
• это и замечательный сенсорный материал,
• и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда,
• и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице совершенствуется тактильная чувствительность.
В-третьих, в играх с песком гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, песок расширяет предметно-игровую деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Немаловажен и тот факт, что песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Ребенок эмоционально включается в игру с песком. При этом создаются благоприятные условия для проявления концентрации внимания, любознательности, а также для релаксации. Манипуляции сыпучими материалами имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений, всё это лежит в основе не только развивающего, но и терапевтического эффекта для ребёнка.
К сожалению, педагоги редко используют песок в своей работе.
Цель проекта: Развитие познавательных психических процессов и творчества детей через создание естественной стимулирующей среды. А одной из его задач: раскрыть для педагогов и родителей развивающий и образовательный потенциал песка.
Для реализации проекта был приобретен кинетический песок, световые столы с кварцевым песком. Игры с песком были включены в совместную развивающую деятельность. Для достижения цели был систематизирован практический материал по использованию песка в работе с детьми. Разработаны и успешно апробированы авторские программы групповой работы с детьми по развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы детей дошкольного возраста. Для педагогов разработаны обучающие видеоролики, методические рекомендации, картотеки тематических развивающих игр с песком, отражающие систему построения вариативного развивающего образования с использованием песка. Родители воспитанников получили возможность познакомиться ближе с песком, улучшить взаимопонимание с ребенком.
Срок реализации проекта - 1 год.
Планируемые или полученные результаты
В результате системного использования песка в образовательной деятельности успешно решались общие и специфические задачи:
-развитие общей и мелкой моторики,
-формирование у ребёнка представлений об окружающем мире,
-гармонизация детско-родительских отношений,
-снижение агрессивных, тревожных состояний,
-снижение упрямства, сопротивления ребёнка, его робости и застенчивости,
-снижение гиперактивности,
-снятие психо-эмоционального напряжения,
-снятие речевого негативизма,
-развитие импрессивной и экспрессивной речи (развитие понимания инструкции, обогащение словарного запаса, развитие звукоподражания, произнесения облегчённых слов, слоговой структуры слова, фразовой речи и лексико-грамматических представлений).
Воспитатели, благодаря практическим семинарам и мастер-классам, а также увидев положительную динамику, стали активно и целенаправленно применять песок в образовательной деятельности. Педагоги-психологи ДОУ города получили возможность приобрести опыт использования песка в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми.
Большим вниманием пользовались видеоролики с мастер-классами по работе на световом столе. Как оказалось, многие педагоги не решались использовать световые песочные столы в работе, потому что были неуверенны в своих изобразительных способностях. Практический опыт показал, что методы рисования песком достаточно просты и легко осваиваются не только взрослыми и, но и детьми, при этом дети чаще экспериментируют в деятельности в песком. Также часто педагоги не знали, какие игры с песком детям предложить, поэтому были составлены картотеки игр с песком, систематизированные по образовательным и развивающим задачам.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым