Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 8172
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Интерактивные технологии в дошкольном образовании
Название проекта
Интерактивное взаимодействие в формировании речевой культуры дошкольников
Целевая группа
Дошкольники 6-7 лет с нормальными показателями речевого развития и воспитанники с не резко выраженными проблемами речи
Содержание проекта
Современные дети очень любят играть с интерактивными игрушками, поэтому часто не выпускают из рук гаджеты. Это часто приводит к ограниченным познавательным интересам, недостаточным коммуникативным навыкам дошкольников и, как следствие, их недостаточной подготовленности к учебной деятельности. Было решено, на занятиях по речевому развитию с детьми 6-7 лет, использовать возможности активных педагогических методов, а как средство – интерактивную доску.
Цель проекта: построение системы развития речевой культуры дошкольников методами и средствами интерактивного взаимодействия.
Задачи:
1. Создать комплекс занятий, построенных в интерактивном взаимодействии с ребенком, где средством является интерактивная доска.
2. Разработать комплекс методических, дидактических и диагностических материалов, включающие интерактивные цифровые ресурсы (ИЦР), обеспечивающих развитие у ребенка фонематического слуха, навыков элементарного звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических средств языка и связной речи, формирование предпосылок обучению грамоте.
3. Апробировать комплекс занятий, диагностировать их эффективность, распространить полученный опыт.
Этапы разработки и реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Изучение теоретических основ активных методов обучения и способов создания ИЦР для дошкольников. Составление плана реализации задач речевого развития. Разработка методических и диагностических материалов.
2. Организационно-практический этап. Образовательные ситуации инициируются необычными приветствиями, образными перевоплощениями, эмоциональными всплесками, затем происходит погружение в игровую ситуацию. Посредством ИЦР для детей создается аудиовизуальная среда: мир сказки, путешествия, экскурсии или соревнования. В этой сюжетной линии происходит проработка содержания темы, используются различные исследовательские и творческие методы: наблюдение, сравнение, экспериментирование, ролевые игры, моделирование ситуации, решение проблемной задачи «мозговым штурмом». Дети слушают не речевые и речевые звуки, сравнивают, дифференцируют фонемы и слоги, развивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза, знакомятся с графическим изображением звуков. Для прочного запоминания, ИЦР дает яркий наглядный образ буквы в картинках, фигурках, в конфигурациях позы человека, которая «оживает» и взаимодействует с другими буквами и ребенком. Дошкольники выполняют увлекательные игровые упражнения и задания: «расселить» звуки по домикам, определить место звука в словах, нарисовать букву, «подружить» ее с другими. Все задания основаны на принципе обеспечения активной речевой практики, дети участвуют в обсуждениях, выражают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, принимают обдуманные решения, в завершении – делятся своими впечатлениями друг с другом и педагогом, подводят итог.
3. Презентационно-завершающий этап. Обобщение и оформление результатов проекта, диагностика эффективности реализации проекта, представление результатов пед. общественности.
Планируемые или полученные результаты
Продуктом проекта стала программа по развитию речевой культуры дошкольников «Интерактивная познайка». Срок ее реализации – 8 месяцев, это 60 игровых образовательных ситуаций, к каждой из них разработан план-конспект, неотъемлемой частью которого является ИЦР для сопровождения, визуализации и выполнения игровых интерактивных заданий, созданных посредством триггерных механизмов – сенсорно активных картинок. Для выявления эффективности программы составлена «Методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей 6-7 лет». Программа уже 4 года реализуется в ДОО и, как показывает практика и результаты мониторинга эффективности программы, успешно решает задачи речевого развития дошкольников, определенные ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования. Образовательный материал успешно осваивается не только детьми с нормальным речевым развитием, но и воспитанниками с не резко выраженными проблемами речи. Диагностические данные этих воспитанников говорят о бурном развитии всех компонентов речевой и коммуникативной деятельности, а по показателям «связная речь» и «умение вести диалог» они часто достигают тех же результатов, что и их сверстники, не имеющие речевых нарушений. Детям очень нравятся эти занятия, они с живым интересом включаются в игру, преодолевают трудности и получают удовольствие от общения. К концу образовательного периода большинство дошкольников осваивают азы чтения и без труда читают двух-трех сложные слова и короткие предложения, могут отличить гласный звук от согласного, определить мягкость или твердость звука, звонкость или глухость согласного, делают графический анализ слов и звуков, приобретают графические навыки изображения печатных букв. Кроме этого, воспитанники осваивают сенсорное управление интерактивной доской, учатся интуитивно понимать интерфейс предлагаемого программного обеспечения. Все эти достижения они постигают в процессе игры и вырабатывают стойкую мотивацию к учебной деятельности.
Разработанный комплекс методических материалов позволяет педагогам-дошкольникам сразу, без подготовки, начать реализовывать программу. Это могут быть воспитатели, педагоги дополнительного образования или учителя-дефектологи. Задания конспектов могут использоваться ими полностью или фрагментарно, в зависимости от психофизических возможностей воспитанников. Разработанные к программе план-конспекты постоянно дополняются, обновляются и перерабатываются в зависимости от ситуативной необходимости ведущего педагога и конкретной группы детей. Интерактивные цифровые ресурсы программы тоже постоянно дополняются новым наглядным и интерактивным материалом, совершенствуются и приемы интерактивного взаимодействия. По мнению автора, методика диагностического обследования речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста нуждается в доработке, особенно в части «Развитие коммуникативных способностей дошкольников».
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым