Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 8070
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Игра. Поддержка детской инициативы.
Название проекта
«Такие нужные «ненужные вещи» или как развивать творчество, инициативу и коммуникативные способности у дошкольников.
Целевая группа
Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, педагоги, родители воспитанников.
Проект может быть реализован с детьми любого дошкольного возраста, в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Содержание проекта
Современные психологи и педагоги Швейцарии, Германии, Австрии и России бьют тревогу, говоря о том, чрезмерное насыщение игрушками детской жизни вызвало прямо противоположный желаемому эффект — обилие вещей играет против самого ребёнка, тормозит его фантазию, творчество, ограничивает инициативу. А что если убрать игрушки? Наполнить окружающую среду бросовым материалом, создать пространство для творчества, фантазии, пространство, которое способствует проявлению инициативы и общению. Эти размышления побудили нас разработать проект, в основу которого положены труды о роли игры и игрушки Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, а также идеи А.Г. Асмолова, Е.О. Смирновой. На наш взгляд, идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему шаблон игрового поведения. Суть проекта в том, чтобы удалить на время из группы детского сада все фабричные игрушки и забавы, наполнив среду материалами для творчества. Цель проекта: создание в группе детского сада условий для развития детской инициативы и творчества. Задачи: создать в группе среду, способствующую развитию воображения, творческой активности, исключив из нее готовые игрушки, наполнив ее различным бросовым материалом и предметами – заместителями; способствовать развитию творческого потенциала, самостоятельности детей и навыков конструктивной деятельности; развивать навыки эффективной коммуникации в рамках творческой и игровой деятельности. Условия реализации проекта: наличие команды педагогов–единомышленников; тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, желание родителей участвовать в проекте, поддержка инициативы педагогов, готовность к участию в мероприятиях группы; владение педагогами навыками недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы; выделение в режиме дня воспитанников свободного времени для самостоятельной деятельности и творчества; наполнение пространственной среды группы достаточным количеством материала для творчества целенаправленная работа по обучению детей социально-коммуникативным навыкам (умению договариваться друг с другом, соблюдать очередность, делиться, работать и играть вместе, участвовать в групповой деятельности, разрешать конфликты и т.д.). Проект реализовывался в течение 2 месяцев в три этапа (организационный, практический, заключительный). Организационный этап оказался длительным, т.к. для реализации проекта необходимо предварительно обучить воспитанников навыкам конструктивной деятельности. Основной этап проекта реализовывался пошагово: погружение детей в проблемную ситуацию; принятие ими новых условий; организация творческих мастерских; свободная игра.
Планируемые или полученные результаты
Придя в группу, дети обнаружили, что на полках вместо игрушек находится различный бросовый материал. Поначалу дети искали «пропавшие игрушки», кидались от одного предмета к другому, не знали, что с этим делать, обсуждали причины изменений в группе, варианты возвращения игрушек. Затем дети обратили внимание на новые возможности изменившейся среды – стали изучать свойства бросового материала, «примеряли» его в качестве игрушек, фантазировали, размышляли самостоятельно или в группах способы их преобразования. И вот появились первые игрушки (не очень разнообразные) и первые игры с ними. Чтобы разнообразить детское творчество, в группу были приглашены школьники, родители для проведения творческих мастерских. Их роль – стать «пусковым механизмом» для того, чтобы дети приобрели практические навыки в «изготовлении» игрушек. Приглашенные проводили серии мастер-классов, на которые детей не организовывали специально. Дети сами подходили и наблюдали за процессом, могли обратиться с просьбой рассказать, как делать игрушку и сделать такую же. И лишь потом появилась свободная игра. Дети шли по-разному пути. Кто-то делал игрушку, заранее спланировав, как будет её использовать. Кто–то создал игрушку, а потом придумал, как с этим предметом играть. А кто–то силой воображения «превращал» коробку или любой предмет в нужный элемент и обыгрывал ее. В ходе реализации проекта мы увидели, что большинство детей легко адаптировались в новых условиях, но выявилась часть детей, которые не знали чем себя занять или привыкли действовать строго по указанию и правилам взрослых. Пожалуй, труднее было взрослым, так как привычка контролировать и всегда быть готовыми помочь детям, даже если просьба еще не прозвучала, никак не соответствовала новой роли педагога. Анализируя видеоматериалы проекта, отметили, что как не стараются педагоги быть в позиции наблюдателя, их «все равно много». Овладеть недирективными способами поддержки детской инициативы оказалось трудно. А то, что инициатива появилась - бесспорно. Несмотря на то, что игрушки вернулись в группу, сейчас у наших воспитанников особенно популярны мастер–классы, организованные самими детьми. Дети продолжают приносить игрушки из бросового материала из дома и показывают и рассказывают, как их мастерили. В начале проекта часть родителей была не согласна с тем, что среда без игрушек может служить развитию ребенка. Тем значимее были их отзывы по окончании проекта в ходе круглого стола, где педагоги и родители проанализировали видео-, фотоматериалы и полученный результат, услышали отзывы детей. Совместно было принято решение - продолжить работу над задачами уже в виде тематических дней одного предмета. В группе уже прошли «День пуговицы», «День веревочки». В результате реализации проекта участники приобрели опыт создания пространственной среды, обеспечивающей развитие фантазии, творчества, игровых замыслов активности воспитанников. Опыт, представленный в проекте, получил распространение и реализовывается в группах ДОУ.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
  Будь первым
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым