Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 7477
Тематика
Игра
Название проекта
"Игра без правил - не игра"
Целевая группа
Проект реализуется в группе для детей с тяжелым нарушением речи. В составе группы 12 воспитанников.
К участию в нем привлекаются родители.
У всех детей по результатам комиссии ПМПК диагностировано: низкая концентрация внимания, нарушения целенаправленной деятельности. Ниже возрастной нормы уровень логических операций. Снижена речевая активность, затруднён прием словесного ряда и инструкции, ограничена кратковременная память. Кроме того нарушена ориентировка в пространстве, отмечается слабая координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Ограничена возможность произвольных движений. Как одно из следствий этого букета особенностей, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей. Это всё и создаёт проблемы овладения правилами в подвижной игре.
Педагог выявляет методом наблюдения в свободной деятельности индивидуальные особенности каждого.
Таким образом, в целевой группе участвуют дети:
Один ребенок - с полным отсутствием общеупотребительной речи, что в целом затрудняет обучение.
Два ребёнка обычно не проявляют инициативы, малоактивны, демонстрируют стойкие нарушения общения.
У пяти детей наблюдаются повышенный уровень тревожности и неуверенность в себе.
Три ребёнка гипервозбудимые. Это проявляется, в эмоциональном и двигательном беспокойстве.
Три ребенка не имеют отклонений в психическом развитии. Они обучаются в группе из-за наличия элементов фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Эти дети составляют педагогический фон коррекционной группы. Они довольно легко осваивают новые подвижные игры. С самого начала успешные партнеры друг друга и воспитателя. В игре они гарантируют успешность процесса и результата. Для сверстников их игровое поведение - образец, если педагог обращается к нему как к эталону.
Индивидуальные особенности воспитанников накладывают отпечаток на обучение правилам игры, на темпы и результаты формирования произвольного поведения.
Осложняют педагогический процесс и особенности, которые характеризуют выносливость нервной системы. Все наши воспитанники отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении правил игры и игровых действий.
Одно из следствий таких особенностей - проблема формирования у этих детей элементов произвольного поведения, которую в нашей практике успешно решает применение подвижных народных игр с правилами в образовательном процессе.
Специализированную группу дети посещают с согласия родителей. И семья, заинтересованная в успехах развития своего ребенка, становится партнером воспитателя в образовательном процессе ДОУ.
Таким образом, воспитанники одной возрастной коррекционной группы детского сада и их родители входят в целевую группу образовательного проекта: «Игра без правил не игра», направленного на формирование произвольного поведения средствами народной подвижной игры у старших дошкольников с ТНР.
Содержание проекта
Играть любят все мои воспитанники, но не все успешны в подвижной игре. Особенно сложно для них управление своим поведением и действие по правилам.
Народные игры испокон воспитывают в детях честь, силу, смелость, смекалку и ловкость, выносливость, выдержку и стремление к победе. Но сегодня исчезла дворовая практика передачи игрового опыта в разновозрастном детском сообществе.
Подвижные игры выбраны мной для проекта, как захватывающая деятельность, дающая радость движения и психологическое раскрепощение. Привлекательность игры обеспечивает освоение встроенных в неё правил. Дети в игре проявляют произвольность, которая ещё не доступна им в бытовой жизни.
Цель: формирование произвольного поведения у старших дошкольников с ТНР средствами народной подвижной игры.
Задачи:
1. Формировать у детей с ТНР навыки произвольной регуляции поведения в соответствии правилам подвижной игры.
2. Осваивать с детьми подвижные игры, народов Прикамья.
3. Применять приемы формирования произвольного поведения в методике обучения подвижным играм.
4. Вовлекать родителей в процесс формирования средствами подвижной игры элементов произвольности у детей.
На I этапе знакомства с игрой она может не получаться. Оценка исключена. Важно вызвать интерес.
При обучении игре воспитатель в позиции игрового партнера выполняет функцию контроля. Он ставит цель. Комментирует соблюдение правил. Учит детей выбирать по качеству выполнения правил в игре маркер настроения.
Для этого вводится 4 маркера эмоций. Это изображения колобка с полярными настроениями.
Позитивные: «Молодцы!» и «Я вами доволен» и с эмоцией сомнения: «Мне кажется не все правильно» и «Я удивлен, у вас были нарушения». Без зрительной опоры ребенок еще не способен к анализу. Постепенно дети соотносят маркеры с выполнением правил. После прогулки уже в коридоре дети обговаривают, как выполняли правило, и какое настроение колобка выберут.
На 2 этапе дети учатся давать самооценку. После игры каждый выбирает и размещает маркер на панно «Мое поведение». Объясняет выбор своим поведением в игре. В конце недели дети наглядно видят на панно выполнение правил. И мы анализируем, кто и как выполнял их в игре. Результаты фиксируются наклейками в блокнотики. Большие наклейки - если у ребёнка на панно собрались за неделю только позитивные колобки. Остальные тоже получают наклейки, но меньшего размера.
На 3 этапе воспитатель арбитр, а дети следят за собственным соблюдением правил и уже за другими детьми, так как они начинают понимать, что без этого, игра не получится. К воспитателю дети обращаются за подтверждением правил в конфликтах.
Показателем формирующейся произвольности поведения ребёнка с ТНР является его способность контролировать свои действия в подвижной игре.
Четвертый этап начинается, когда дети в основном справляются с правилами. Сами придумывают дополнительные правила, что развивает умение договариваться и соблюдать договор. Выдумка также поощряется наклейкой.
Проект реализуется 2 года.
Планируемые или полученные результаты
По результатам проекта у воспитанников стабильно улучшается произвольность поведения, но мониторинг выявил у детей нового набора показатели произвольности еще ниже и те же проблемы, что у предыдущего.
Выяснилось, что перспективный план по народным играм, составленный заранее не соответствовал уровню развития пришедших детей. Практика показала, как важно, планировать развитие игры исходя из их особенностей.
На первом этапе у всех были проблемы с бегом. Бегают медленно. Падают при попытке оглянуться, наталкиваются друг на друга и на предметы. Игры заменила, менее подвижными. Медленно запоминали содержание. Сократила темп и количество введения игр. Стеснялись говорить. Отобрала игры с 1 или 2 правилами и с простым речитативом.
I этап. Дети могут собраться на игру. Быстро прибегают самые эмоциональные и активные. Неуверенные и малоактивные дети подходят спокойно. Ребенок без связной речи, оказался активным игроком. Дети фона - пример игрового поведения. Они умеют слушать содержание игры и соблюдают правила.
У двух детей затруднено удержание словесной инструкции. Один ребенок, усваивает правила, но медлителен в игре. У активных и гипервозбудимых детей, желание быть первым и победить, становится регулятором активности. Во время бега по кругу или по прямой, научились смотреть вперед, чтобы правильно определить место в игровом пространстве.
Любят выбирать и объяснять маркеры настроений – «Колобки». При общем анализе могут удерживать в памяти содержание игры ее правила, качество выполнения, а потом соотносить с «Колобком» - маркером настроения. Только один ребенок не признает свои ошибки в игровом поведении и не умеет проигрывать. Его поведение часто корректирует педагог.
II этап. Дети стали адекватно оценивать себя на панно «Мое поведение». Первоначально успешные в игре, контролируют других детей и могут сказать ребенку или взрослому, что было нарушение и маркер выбран не правильно. Панно помогает наглядно видеть, как дети выполняли правила в игре. Нет споров. Дети хотят получить поощрение - «большую наклейку» и в следующей игре стараются все делать правильно.
III этап. Игроки стали более внимательными, сосредоточены на соблюдении правил. Это помогает реализовать желание быть первым. Игры стали проходить более оживленно. Дети, неуверенные и малоактивные понимают правила и удерживают его в памяти, быстрее бегают и тоже выигрывают.
IV этап. Дети сами собираются на игру, осуществляют контроль выполнения правил сверстниками в ней. Вносят изменения, в содержание игры, и в правило. Успешные дети, и те, что были гиперактивными, становятся инициаторами игры. К ним добавился один из неуверенных детей.
Опыт показал, что формирование произвольности у старших дошкольников с ТНР средствами подвижной игры народов Прикамья эффективная практика в дошкольном образовании детей с ТНР. Через правила в подвижной игре дети сознательно учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, координировать движения и контролировать желания.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
  Будь первым
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым