Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 7054
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
«Календарь новых игр «Острова детства»
Целевая группа
Воспитанники дошкольных групп с 5 до 7 лет нормативного развития и с ОВЗ. Реализация проекта рассчитана на русскоязычных детей. В зависимости от вида нарушений, интереса детей содержание проекта может дополняться или изменяться. Отдельные игровые «оболочки» и приемы из проекта могут быть использованы в работе с детьми 3-4 лет.
Содержание проекта
В последние десятилетия у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Осознавая это, каждый специалист дошкольного учреждения должен способствовать развитию ребенка в игровой деятельности и в игре. Особый подход требует организация игровой деятельности с детьми в сочетании с решением психопрофилактических и /или коррекционно-развивающих задач в ситуации инклюзивного образования. В практике работы с дошкольниками широко используем творческий подход-трансформацию игр-бродилок в игровые «оболочки», которые позволяют поддерживать интерес детей, обладают эффектом новизны. История игры-бродилки достаточно длинна, изменялось не только её содержание в процессе исторического развития общества, но и её название. В классификации Е.Кравцовой игры с правилами «вырастают» из сюжетно-ролевой игры и являются кульминацией в развитии игровой деятельности детей. По мнению Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. игры с правилами отличны от ролевых игр и самостоятельны, т.к. имеют свою специфику. М. Битянова считает: «Игровые «оболочки» — самый простой, привычный вид психологической игры, они понятны детям, так как воспроизводят ситуацию настольной игры — путешествия с кубиками и фишками (тот же принцип движения к цели с испытаниями по дороге)». Поэтому наша идея - использовать игру-бродилку как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой. В основу создания «Календаря новых игр» легла развивающая психологическая авторская игра - бродилка Т. Зинкевич-Есвтигнеевой и Н. Даниловой «Остров детства», направленная на формирование жизненных ценностей, основанных на идее созидания, эмоциональное развитие детей и недирективную коррекцию эмоциональных проблем, в том числе и у детей с ОВЗ.
Цель проекта: Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников на основе ресурса игр-бродилок с учетом интересов детей.
Задачи: 1.Оптимизировать взаимодействие дошкольников на основе позитивных нарративов, создание комфортной среды в группе через игру «Остров детства». 2.Способствовать развитию саморегуляции, инициативы и самостоятельности детей в процессе создания игр-бродилок. 3. Выстроить развивающий и/или психокоррекционный процесс с детьми, в том числе с ОВЗ на основе трансформации игр-бродилок. 4. Расширить возможности детей ОВЗ на основе потенциала нормы в контексте игровой деятельности. Работа по реализации проекта носит цикличный характер и ежегодно уточняется, исходя из типа выявленных нарушений у детей, дополняется новым содержанием, с учетом интересов детей. Период реализации проекта 1год. Он может быть реализован как в одной группе, так и во всех группах д/с. Требования к педагогу: внутренняя мотивация на саморазвитие, уважение личности ребенка, освоение технологий программы «ПРОдетей», «Парные коммуникации», «Планирование», «Выбор»; «Выбор»; «Детский совет» Л.В.Свирской, технологии сказкотерапии и игровой терапии.
Планируемые или полученные результаты
В проекте 46 детей, из них 15 детей с ОВЗ ( ТНР, ЗПР). Данная форма взаимодействия с детьми дает возможность осуществления коррекционного процесса вне кабинета и в контексте игровой деятельности. В ходе создания и применения игр-бродилок выявился их диагностический потенциал, огромный ресурс для организации инклюзивного образования, когда в процессе игры дети обсуждают результат, помогают друг другу, обеспечивается процесс более глубокого самопознания в естественной среде в ситуации многообразия выбора, преодоления личностных проблем. Дети исправляют неточности в ответах друг друга, расширяют представления о процессе создания игры, осваивают варианты жизненных стратегий (как быстрее получить результат и какой именно « быстрее дойти до финиша» или «собрать больше для общего дела») и тогда они начинают планировать свою деятельность: просчитывать число ходов, просматривать и анализировать какой путь выбрать по протяженности и трудности, как бросить кубик чтобы выпало нужное число и конечно же уточняют представления об окружающем мире, математические понятия, …Т.к. проект находится на стадии реализации, то создано в совместной деятельности с детьми 2 игры-бродилки и сформирован устойчивый интерес к самостоятельному созданию игр. Разработано и апробировано 5 игровых «оболочек», прожиты с детьми ситуации трансформации настольных игр-бродилок в напольные, и на их основе образная и сюжетно-ролевая игра.Выявлено: 1. Дефицит времени. Решение: выделение в 1 и во 2 половину дня по 30 мин. «Время игры и игрушки» 1 раз в нед. в каждой группе, делается запуск игры; во вторую половину дня дети проживают её с воспитателем, обучая его, а затем она «уходит» в самостоятельную игровую деятельность детей. 2. Непонимание родителями в данной форме организации коррекционного, психопрофилактического процесса, т.к. это не занятие в кабинете. Октябрь 2018г. - Презентация проекта для родителей в рамках тематической недели «Играли, играем и будем играть…» и постепенное, естественное закрепление по инициативе детей вечерней традиции, новой формы детско-родительского досуга - обучение своих родителей новым, созданным детьми играм-бродилкам. 3. Узость понимания значимости и недооценка развивающего эффекта игр – бродилок педагогами. Ноябрь 2018г. - Мастер-класс «Трансформация игры-бродилки как ресурс и технология развития игровой деятельности детей» в рамках Педагогического совета по теме «Игровая деятельность для развития дошкольников» для педагогов и специалистов ДОУ. 4. Изолированность детей в группах в процессе игры. Поэтому планируется разработка и проживание тематических «Больших игр» для одномоментного участия всех дошкольников («Путешествие по странам», «Мы участники Универсиады», «Моя страна, моя Россия», «Все работы хороши, выбирай на вкус!») на основе технологии Н.П. Гришаевой.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым