Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 7035
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Технология «Play Art – Игра в искусство»
Целевая группа
Целевой группой для реализации технологии «Play Art – Игра в искусство» являются дети от 5 до 7 лет. У детей старшего дошкольного возраста психические процессы и творческие способности достигают определенного уровня развития.
Психические процессы проявляются в высокой детской познавательной активности, в преобладании абстрактного мышления, в развитии продуктивного воображения и способности воображать на основе словесного описания, в проявлении интереса к сверстнику как к партнеру по игре, в развитии речи. Развитию речи способствует накопленный к этому времени большой словарный запас слов — около 2000. Наряду с этим, формируется рассуждающее логическое мышление, осуществляется переход в построении фраз от простых к сложноподчиненным предложениям, формируются причинные и целевые связи.
У старших дошкольников наблюдается переход к изобразительному этапу художественной деятельности (периодизация К. Риччи, А.В. Бакушинского), отличительными особенностями которого являются: наличие сформированных навыков рисования, способности рисовать по замыслу, преобладание зрительного фактора над сенсорным.
Содержание проекта
В XXI веке ИКТ прочно вошли в повседневную жизнь. По наблюдениям, люди, чья деятельность связана с ИКТ, обладают упорством, целеустремленностью, независимостью, высоким уровнем интеллекта, но наряду с этим - холодностью, неэмоциональностью в общении, недостатком эмпатии, эгоцентризмом. Данная проблема касается и детей. «Информатизацию» детства определяют одной из основных причин «виртуального аутизма». В педагогической науке признается факт влияния изобразительной деятельности детей на разностороннее, гармоничное развитие личности (Аристотель, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина, Т.Н. Комарова), в частности на речь, как основное средство коммуникации (Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова) и игровой деятельности (А.В. Запорожец). Синтез релевантных для дошкольного возраста видов деятельности — рисование и игра, лег в основу технологии «Play Art – Игра в искусство», где результатом является процесс игровой творческой деятельности, в основе которой лежит идея партнерства и сотрудничества.
Цель — развитие коммуникативной компетенции парного и группового взаимодействия детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развития.
Задачи: Создание условий для парной и групповой коммуникации средствами специального оборудования.
Формирование коммуникативных навыков взаимодействия
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Развитие творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности.
Создание условий для совместной коммуникативной деятельности родителей и ребенка.
В основу технологии заложены идеи классиков-гуманистов Ж-Ж. Руссо о свободном воспитании детей, О.С. Газмана о социализации через индивидуализацию, а также «Методика развития речи» В.И. Яшиной, идеи психолога Л.С. Выготского и педагогов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Необходимым условием для реализации технологии «Play Art - Игра в искусство» является специальное оборудование (двусторонние прозрачные мольберты и планшеты) и 8 структур парной и групповой коммуникации по принципу «от простого к сложному» (подробно https://cloud.mail.ru/public/Lq9U/vsF6voRTv ) Творчество осуществляется в процессе самостоятельной деятельности и в ОД (1 неделя — ОД по рисованию/аппликации со случайным образованием пар; 2 неделя —самостоятельная деятельность с образованием пар по инициативе детей, 3 и 4 недели — использование оборудования по инициативе детей, не создавая специальных условий)
Алгоритм деятельности:
Выбор партнера по взаимодействию, организация пары
Постановка творческой задачи
Парная коммуникация и действия партнеров
Смена позиции или партнера
Презентация продукта
В процессе творчества дети сталкиваются с создаваемыми педагогом условными трудностями: выбор детьми предмета творчества;распределение ролей и принадлежностей; продолжение начатой творческой деятельности при смене позиции или партнера. Эти трудности провоцируют детей на коммуникацию на вербальном и невербальном уровне.

Планируемые или полученные результаты
Технология «Play Art – Игра в искусство» реализуется в МАДОУ «Детский сад №380 комбинированного вида» Ново-Савиновского района города Казани с 2016 года, и она в полной мере доказывает свою эффективность. При анализе применяется методика картирования, разработанная доктором педагогических наук, профессором Е. О. Смирновой. Ежегодный анализ данных свидетельствует об устойчивой тенденции к снижению уровня конфликтности в дошкольных группах, использующих в своей деятельности технологию «Play Art – Игра в искусство». Так, в 2017 году по сравнению с 2016-м уровень конфликтности в экспериментальных группах был ниже на 14% по сравнению с группами, где данная технология не использовалась, а в 2018 г. - уже на 22%. Также проведенные наблюдения показывают, что повышается количество вариаций партнерского взаимодействия между детьми в процессе совместной игровой деятельности. По данным на 2018 год, в группах, где используется технология «Play Art – Игра в искусство» количество таких вариаций выше на 30%.
Снижение конфликтности способствует повышению уровня инициативности детей, способности и готовности их прийти на помощь. Так, на одном из утренних кругов дети предложили создать волонтерский отряд под гордым названием «Здравствуйте! Я волонтер!», что явилось первым шагом в развитии волонтерского движения нашего детского сада.
Высокая эффективность реализации технологии «Play Art – Игра в искусство» - это результат скрупулезной работы по постоянному ее совершенствованию, определению рисков, нахождению слабых сторон, проблем и попыток их преодоления.
Во-первых, на этапе разработки структур коммуникаций, предполагающих продолжение замысла других детей, прогнозировался риск возникновения конфликтов по причине несовпадения замысла начинающих творчество с замыслом тех, кто его продолжает и завершает. Однако, ни одного подобного случая зафиксировано не было. Это обуславливается особым характером изобразительной деятельности, в которой замысел формируется в процессе непрерывной коммуникации между партнерами на протяжении всего творческого процесса.
Во-вторых, различия психических свойств и психических процессов личности детей создают риск возникновения неравных возможностей в формировании творческого замысла, и доминированию интересов одного партнера над другим. Это не только противоречит принципам технологии «Play Art – Игра в искусство», но также может стать причиной возникновения скрытой формы конфликта между сверстниками. При формировании пар партнеров необходимо руководствоваться не только инициативой детей, но и принципом: «Не ребенок выбирает себе пару, а случай».
В-третьих, наряду с уникальными характеристиками двусторонних прозрачных мольбертов и планшетов, данное оборудование не позволяет сохранять готовые творческие работы и, как результат, отсутствует возможность у детей делиться своими успехами с близкими людьми. Данная проблема решаема с помощью фотографирования продукта творчества детей.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым