Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6897
Тематика
Социализация
Название проекта
«Тематический досуг – как одна из форм работы логопеда для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ».
Целевая группа
В проекте несколько целевых (прямых и косвенных) групп:
1. Прямая целевая группа - дети с ограниченными возможностями здоровья. Проект нацелен на создание условий для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи с ОВЗ.
2. Косвенная группа - нормотипичные дети, находящиеся в одном образовательном пространстве с детьми с ОВЗ. В результате проводимой работы в рамках проекта отмечена положительная динамика речевого развития у детей, не имеющих статус ОВЗ.
3.Косвенная группа - воспитатели ДОУ. Проект предполагает тесное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателей в решении задач социализации, развития, обучения, воспитания детей ОВЗ. В рамках реализации проекта и в своей непосредственно профессиональной деятельности воспитатели действуют координировано, интегрируя задачи социально-коммуникативной, речевой и познавательной области в интересах развития особого ребенка.
Содержание проекта
Работая с детьми с ОВЗ,имеющими тяжелые нарушения речи,я как учитель–логопед осуществляла свою деятельность традиционно.Проводила занятия с детьми индивидуально или малыми подгруппами,ориентируясь на имеющийся речевой диагноз,с целью развития всех сторон речи,необходимой для полноценного общения ребенка.Однако,в ходе поведения промежуточной диагностики педагога–психолога было установлено,что дети с ОВЗ в своей группе недостаточно вступают в контакт,поддерживают общение и имеют низкий уровень самооценки по сравнению с нормотипичными детьми.Для меня важно работать не только над устранениями дефектов речи ребенка,но способствовать развитию его социально–коммуникативной сферы.ФГОС ДО рассматривает социально–коммуникативное развитие ребенка как наиболее важную задачу в работе дошкольного учреждения. Л.С Выготский утверждал,что имеющийся физический недостаток у ребенка (глухота,слепота,нарушения речи и пр) вызывает к жизни особую социальную установку,так называемый «социальный вывих», препятствующий нормальной социализации такого ребенка.И действительно,это подтверждается тем,что ребята испытывают затруднения в коммуникационной и познавательной деятельности,саморегуляции,произвольности и т.д.Резервным фондом компенсации, по мнению Л.С.Выготского, в огромной мере является социально-коллективная жизнь ребенка.Именно в коллективной жизни, коллективности его поведения содержится материал, необходимый для построения высших психических функций, которые возникают в процессе продуктивного компенсаторного развития. С точки зрения Л.С. Выготского, «источником, питательной средой развития высших психических функций является детский коллектив при известном различении…уровня детей,входящих в него».Таким образом,педагогу необходимо решать сразу две важных задачи -социализации и развития всех сторон речи ребенка.Традиционно работа логопеда решает коррекционно–развивающие задачи,а проблемами социализации занимаются в детском саду в большей степени воспитатели и психологи.Я предположила,что моя работа может быть эффективнее,если в своей деятельности я буду одновременно удерживать две задачи–коррекционно-развивающую и социализации.Таким образом,у меня появилась идея проводить групповые занятия-мероприятия по определенной лексической теме,направленные на развитие связной и грамматически правильной речи.Эти мероприятия предполагают свободную форму проведения (досуг,развлечение, праздник) в группе,где дети с тяжелыми нарушениями речи находятся совместно с детьми условной нормы.В результате появился проект «Тематический досуг–как одна из форм работы логопеда для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ».Проект реализовывался в течение 3 месяцев (декабрь 2017–февраль 2018 года).Периодичность проведения мероприятий–1 раз в неделю,длительность 30 минут.Деятельность отражена в сценарных планах тематических досугов (Приложения №2-7).
Планируемые или полученные результаты
За 3 месяца реализации проекта достигнуты следующие положительные результаты:
• Дети с ОВЗ стали активнее включаться в совместную деятельность с детьми и взрослыми, что подтверждают результаты диагностик педагога – психолога. Так, например, у 50% детей с ОВЗ выросла готовность к сотрудничеству, 66% детей демонстрируют продуктивность в общении, 82% проявляют эмоциональную отзывчивость.
• Воспитатели отмечают возросшую игровую активность. Дети с ОВЗ стали чаще выбирать себе роль, образ в игре, развивать игровой сюжет в соответствии с собственным замыслом.
• У детей с ОВЗ отмечено повышение уровня самооценки.
• По результатам промежуточной диагностики учителя – логопеда отмечена динамика развития активного словаря детей с ОВЗ, лексико – грамматических средств языка (навыки словообразования, словоизменения, использования предложно – падежных конструкций, дифференциации имен существительных, прилагательных, глаголов разного рода, числа и т.д.).
• Также отмечена динамика развития уровня связной речи детей с ОВЗ. Дети более полно отвечают на вопросы, составляют предложения и короткие рассказы с опорой на картинку и без картинки.
• Согласно результатам педагогических наблюдений в группах, отмечается положительная динамика речевого развития и у детей, не имеющих статус ОВЗ.
• Воспитатели нашего дошкольного учреждения начали использовать мои методические разработки, интегрируя в своей педагогической деятельности задачи социально-коммуникативной, речевой и познавательной области.

Однако в ходе реализации проекта были и трудности. Так, например, было сложно выстроить взаимодействие с воспитателями в рамках проведения тематического досуга. Воспитатели не всегда видели целесообразность некоторых игр, упражнений, заданий для решения задач проекта. Иногда воспитатели необъективно оценивали ресурсные возможности детей с ОВЗ, что мешало их социализации. Для решения этих проблем были проведены семинары, консультации, мастер – классы педагогом – психологом и учителем – логопедом для воспитателей групп, которые посещают дети с ОВЗ. Стоит отметить, что первые тематические досуги я проводила самостоятельно, а воспитатели были «наблюдателями», но затем эта форма проведения мероприятия стала им понятна и близка. Воспитатели стали активно участвовать в разработке мероприятия, предлагая такие виды деятельности и задания, которые учитывают актуальные возможности ребенка, его интересы и предпочтения.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым