Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6785
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее направление
Название проекта
Гимнастика мозга - ключ к развитию ребенка (Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками)
Целевая группа
педагоги, специалисты
родители (законные представители),
дети 2-7 лет (в том числе дети с ОВЗ, дети с заболеванием целиакия, аллергопатологией, часто болеющие)

В МАДОУ "Детский сад №114" 11 групп из них: 2 группы - оздоровительной направленности (аллергопатология), 1 группа - оздоровительная (дети с заболеванием целиакия), 8 групп - общеразвивающей направленности (в рамках инклюзивного образования посещает 10 детей с ОВЗ).

Проект "Гимнастика мозга - ключ к развитию ребенка" направлен на апробацию и внедрение новых здоровьеформирующих и здоровьесберегающих методов и подходов для специалистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) города Череповца в работе с детьми дошкольного возраста. В первую очередь проект повлияет на помощь детям с нарушениями когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и/или часто болеющим детям 3-7 лет.

В 2015-2016 учебном году участники реализации проекта - 5 групп (дети 4-7 лет) нашего ДОУ
В 2016-2017 учебном году проект реализовался на 9 группах нашего ДОУ (дети 3-7 лет) и 28 детских садах города
В 2017-2018 учебном году участниками стали все группы нашего ДОУ (дети 2-7 лет) и 56 детских садов города
Содержание проекта
В 2015 году заболеваемость детей в нашем ДОУ была на очень высоком уровне и составляла 23,6 детодней, а также показатели психомоторного у 33% детей не соответствовало возрасту. Перед педагогами и специалистами детского сада актуализировалась задача по созданию условий для полноценного развития детей, а также сохранения и укрепления их здоровья. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: «Приоритетная роль образования – это здоровье нации». Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В качестве одного из эффективных методов, на наш взгляд, является комплекс упражнений «Гимнастика мозга» (автор Пол Деннисон). Система упражнений «Гимнастики мозга» направлена на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, на профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате у детей повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентация, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Данный метод активно используется во многих регионах России среди детей школьного возраста, а также отмечается тенденция внедрения его в работу с детьми дошкольного возраста. В связи с этим определилась цель нашего проекта: создание здоровьесберегающих и сдоровьеформирующих условий в работе с дошкольниками через использование упражнений «Гимнастики мозга» в образовательном процессе.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методом «Гимнастика мозга», заинтересовать и мотивировать их к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Составить и использовать «Картотеки балансов», в которых учтены индивидуальные и возрастные особенности дошкольника, специфика применения упражнений в режимных моментах, в разных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной деятельности.
3. Мотивировать родителей к дальнейшему освоению упражнений «Гимнастика мозга».
Сроки реализации: 1-4 учебных года (в зависимости от возраста детей)
Условия: упражнения проводятся педагогом или специалистом, прошедшим обучение по программе "Гимнастика мозга".
Подобранный комплекс упражнений "Гимнастики мозга" включается в любой режимный момент (утренняя зарядка, физкультминутка, НОД физическое развитие, прогулка, гимнастика пробуждения, самостоятельная деятельность) в зависимости от коррекционной и/или развивающей задачи и проводится в течение 2-3 недель и потом меняется.
Методическое сопровождение опирается на положения нейропсихологии, кинезиологии - Л.А. Сиротюк, Пол Деннисон.
Планируемые или полученные результаты
В результате реализации проекта в течение 3 лет можно наблюдать следующие результаты: показатели заболеваемости значительно снизились 2016 г-15,9 детодней, 2017 г-16,7, 2018 г - 10,2, динамика - 13,4; у большинства детей на конец учебного года показатели психомоторного и уровня межполушарных связей соответствует норме возрастного периода. В 2016-80%, в 2017 - 86%, 2018 - 89%, динамика – 22%. Положительные изменения наблюдаются в упражнениях на равновесие, на скорость и на согласованность работы мышц.
По результатам анкетирования родителей по использованию «Гимнастики мозга» с детьми дома. Родители отмечают, что в зависимости от результатов диагностики, для детей были подобраны различные комплексы упражнений:
- на развитие равновесия и скорости
- на развитие скорости, равновесия, координации, согласованности работы мышц
- на развитие равновесия и согласованности работы мышц
- на развитие когнитивных способностей.
Большинство родителей с детьми дома выполняли упражнения ежедневно в течение 10 минут более одного месяца. Было отмечено, что произошли значительные положительные изменения в: сохранении равновесия, согласованности работы мышц, как правой руки, так и левой руки, быстроте реакции в заданных ситуациях, быстрее понимают инструкцию, появилась усидчивость. Родители выпускников отмечают, что детям намного легче учиться в школе и при выполнении домашних заданий.
Таким образом, использование в образовательном процессе упражнений «Гимнастики мозга» способствует психомоторному развитию, синхронизации работы полушарий, что приводит к положительным изменениям в познавательной активности детей, развитию когнитивных способностей, эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции и улучшению состояния здоровья.
А сами дети говорят, что «Гимнастика мозга» нужна им для того, чтобы: "быть умными, красиво писать, не бояться трудностей, чтобы было внимание, была память, и у всех крепкое здоровье".
Родители проявили большую заинтересованность к данной работе. Большинство из них планируют продолжать выполнять упражнения «Гимнастика мозга» в домашних условиях самостоятельно.
Положительные результаты очевидны, будем продолжать работу по данному направлению!
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым