Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6310
Тематика
Социализация
Название проекта
"Музыкальная шкатулка"
Целевая группа
Дети с ограниченными физическими и/или психическими возможностями здоровья дошкольного возраста (3-7 лет)
Содержание проекта
Срок реализации проекта 09.01.2018-28.02.2019
Цель проекта: создание условий для социализации детей дошкольного возраста с ограниченными психическими и физическими возможностями через включение в совместную деятельность на основе эмоционального погружения в балет-сказку.
Наиболее интегрированным видом искусства является балет-сказка: сочетание классической музыки, художественного слова, драматургии и хореографии. Специфика проекта заключается в погружении детей с любыми нарушениями развития в литературно-музыкально-хореографическое произведение с целью помочь найти свой язык, свой инструмент для общения с внешним миром. Язык искусства универсален, он понятен для всех людей и апеллирует к эмоциональному началу. И акцент в проекте ставится на формировании первоначально эмоциональной коммуникации, с которой в норме начинается психосоциальный онтогенез любого человека, поэтапно восполняя его пробелы у детей с нарушениями развития.
Задачи проекта:
1 Стабилизировать эмоциональный фон детей и установить положительный эмоциональный контакт с педагогами.
2 Сформировать у детей умение понимать и передавать настроение музыкального произведения различными способами: в хореографическом и изобразительном искусстве, театрализованной, игровой и в других видах деятельности.
3 Мотивировать детей на продуктивное взаимодействие с окружающими в процессе совместной деятельности.
Срок реабилитации детей в Учреждении - 3 месяца. На этот период выбирается одна балет-сказка, так как данным детям требуется длительное время на осознание её смысла и глубины, на выработку адекватных эмоциональных реакций. При этом выбор произведения обусловлен характеристикой целевой группы детей по результатам комплексного обследования , а также следующими критериями: балет-сказка должна быть с понятным для детей данной целевой группы содержанием и живыми интересными героями, но одновременно не должна быть ориентирована на самый низкий уровень (возрастного и психического развития), содержание должно быть многогранным и глубоким, нести детям через художественное слово морально-этические ценности, что позволяет ориентироваться на зону ближайшего развития детей целевой группы.
Уже реализованы блоки проекта по сказкам "Щелкунчик", "Приключения Чиполлино", "Золушка". Сейчас реализуется блок "Снегурочка".
Содержание каждой балет-сказки раскрывается педагогами в различных видах деятельности по всем образовательным областям: учитель-логопед - речевое и социально-коммуникативное развитие, воспитатели гр.1 - физическое и познавательное развитие, воспитатели гр.2 - художественно-эстетическое развитие. Занятия проводятся каждым педагогом 1 раз в неделю со всеми детьми в рамках своего направления (всего 3-4 занятия в неделю). Руководители направлений в каждом блоке проекта составляют план-сетку занятий и прописывают необходимое материально-техническое оснащение.
Продукт проекта - итоговое мероприятие по мотивам балета-сказки с привлечением родителей воспитанников по завершении каждого блока.
Планируемые или полученные результаты
Первоначально в ходе реализации проекта (блок "Щелкунчик") я не осознавала исцеляющую силу искусства и всего потенциала, заложенного в самом проекте. Просто под замечательную музыку П.И. Чайковского играла, рисовала, танцевала, читала с детьми, инсценировала яркие и понятные для них фрагменты произведения. Но после итогового мероприятия и анализа результатов воспитатели захотели продолжения уже совместного проекта. Это оказалось продуктивнее. Раскрытие содержания балет-сказки разными педагогами в различных видах деятельности позволило не только раскрывать все её грани, но заинтересовать всех детей и учесть индивидуальные особенности и потребности каждого, проявить его сильные стороны, найти именно его «язык» общения. У детей, не владеющих экспрессивной речью и поэтому часто замыкающихся в себе, появился инструмент для социально-приемлемой формы выражения своих чувств, желаний и потребностей, были созданы условия для мотивации взаимодействия детей между собой и со взрослыми. При овладении "инструментом" у детей стабилизировался эмоциональный фон, они перестали кричать, привлекать внимание негативным поведением, научились играть с другими детьми. А это уже начало движения в направлении к успешной социализации.
Центральным моментом в каждом итоговом мероприятии стало не инсценирование сказки, а авторский сценарий по её мотивам с акцентом на совместном действии. Например, в "Чиполлино" - это постройка общего дома для Кума Тыквы, а в "Золушке" - помощь Золушке в делах по дому.
Проведённые итоговые мероприятия наглядно продемонстрировали, что все дети целевых групп, вне зависимости от диагноза, активно включались в совместное действие, научились в разной степени продуктивно взаимодействовать друг с другом и педагогами, слышать педагога и других детей, выполнять действия в соответствии со сменой характера музыкального произведения. Мы показывали сильные стороны каждого ребёнка, подбирая для него соответствующий вид деятельности. Ни у кого не наблюдалось нестабильности эмоционального фона.
И очень важно, что родители смогли увидеть способности своих детей, их потенциал. При этом классическая музыка создавала во время мероприятий особую атмосферу. Родители не ожидали не только услышать такую музыку, но увидеть, как дети её слышат и воспринимают. И если при реализации экспериментального первого блока "Щелкунчик" родители были только зрителями, то уже в последующем мы стали активно их привлекать к работе над проектом: читать и обсуждать дома сказку, посмотреть балет-сказку и/или мультфильм по ней, слушать классическую музыку вместе с ребёнком, изготавливать совместные поделки по сказке для выставки.
Получив положительный эффект, мы уже вместе продолжаем свой проект с новыми детьми, но каждый раз ищем подходящее произведение именно для этих детей, ищем способы и приёмы раскрыть с его помощью для них окружающий мир.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым