Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6293
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"НИИ Лабораториум" (развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ)
Целевая группа
воспитанники старшего дошкольного возраста компенсирующей группы; их родители (законные представители), педагоги ДОУ. района, России; социальные партнеры - Светлоградский историко - краеведческий музей им.Солодилова; Центральный дом культуры - библиотека, Светлоградский экологический центр
Содержание проекта
Анализ накопившихся вопросов у детей нашей группы подвел к идее необходимости реализации проекта «НИИ «Лабораторим». Это своего рода исследовательская лаборатория, в которой по инициативе воспитанников изучаются самые разнообразные темы, вопросы, проводятся опыты и эксперименты – одним словом – детская научно - исследовательская работа.

Цель проекта - развитие познавательных процессов у старших дошкольников в исследовательской деятельности посредством ИКТ.

В работе с детьми решаются следующие задачи:
1/ Развивать познавательные способности, исследовательское поведение и дивергентное мышление посредством детского экспериментирования с использованием ИКТ.
2/ Побуждать находить нестандартные решения, проявляя самостоятельность и инициативу.
3/ В работе с родителями - обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к исследовательской деятельности, культуре поведения при использовании ИКТ и в сети интернет.
4/ С педагогами - содействовать диссеминации педагогического опыта в вопросах внедрения новых форм использования ИКТ для развития познавательных способностей детей среди воспитателей из разных ДОУ района/России.

Проект масштабный, насыщенный. Он пока еще не завершен - срок его реализации 1 год.
Содержание проекта спланировано по темам, но не носит жестких рамок.
«Вода – чудесница»: Чудо- вода. Фильтрация воды. Вода- растворитель, или что узнал Незнайка о сахарном песке и соли. Вода, бумага и дерево;
«Осень, осень, в гости просим»: Почему листья осенью желтеют и опадают. Волшебница вода- окрашивание цветка. Как спасти цветок на клумбе?;
«Воздух – непоседа»: Воздух видимый и невидимый. Солнце дарит нам тепло и свет. Почему дует ветер. Можно ли поймать ветер? Нужен ли воздух растениям?
«Вулкан»: Как происходит извержение вулкана. Вулкан на столе.
«Льдинки, снежинки»: Тайны снега и льда. Морозные узоры на стекле. Веселый снеговик. Разноцветные ледышки. Твердая вода. Для чего ледовые дорожки солью и песком посыпают. Ручьи замой замерзают?;
«Весна в природе»: Цветок для мамы. Почки- листочки. Почему лук хрустит. Огород на окне. Проращивание семян;
«Все обо всем»: Чем можно измерить длину. Испытание магнита. Не замочив рук. Как сделать звук громче. Почему поет CD- диск. Секретные записки (молоком). Почему горит фонарик.
«Маленькие тайны природы»: Радуга в тарелке. Секреты крахмала или неньютонова жидкость. Насекомые. Почему нельзя прикасаться к крылышкам бабочки? Перо помогает птицам летать?
Темы варьируются и дополняются в зависимости от интересов воспитанников, от погодных условий.
Планируемые или полученные результаты
Каждая тема, включенная в проект, как и сам проект, состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап включает в себя:
1. Наполнение центра детского экспериментирования НИИ «Лабораториум» необходимыми материалами и оборудованием. При необходимости USB- микроскопом, ноутбуком, видеокамерой.
2. Подбор тематической литературы.
3. Подбор ИКТ – ресурсов: виртуальных экскурсий, электронных энциклопедий, библиотек, развивающее – познавательных телепередач, а так же необходимого программного обеспечения.

Практический включает наблюдение, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность, практические и творческие задания совместно с инструктором по ФК и музыкальным руководителем, целевые экскурсии в музей, библиотеку, экологический центр. Работа проходит по алгоритму, состоящему из следующих этапов: Проблема – Варианты идей – Проверка идей – Решение.
В ходе научных исследований каждый воспитанник самостоятельно заполняет схематическую карту эксперимента, на их основе формулируется общий результат. Родители в свою очередь всегда в курсе последних исследований своих детей и при желании могут в домашних условиях повторить этот эксперимент/опыт.

Например, при работе над темой "Льдинки, снежинки" в рамках проекта "НИИ Лабораториум" было проведено:
Познавательное развитие:
Опыты «Цветные ледышки для елочки»; «Можно ли унести воду в решете?»; «Для чего ледяную дорожку солью и песком посыпают»; «Морозные узоры на стекле»
Виртуальная экскурсия в парк ледовых скульптур «Ледовая сказка»
Тематическая экскурсия в библиотеку – зима в произведениях детских поэтов и писателей
Просмотр видеосюжета «Изготовление скульптур и построек изо льда»
Опыт Микробиологические исследования «Почему нельзя есть снег?»
Социально – коммуникативное развитие:
Просмотр мультимедийной презентации «Безопасность вблизи водоема в зимний период»
Изготовление стенгазеты «Зима прекрасна, если безопасна»
Памятка для родителей о правилах безопасности детей в зимний период
Тематические раскраски «Правила поведения в зимний период для дошколят»
Физическое развитие:
Совместная деятельность с детьми и родителями – электронная книга «Снежные игры и забавы на свежем воздухе» (совместно с инструктором по ФК)
Проведение игр и развлечений по выбору детей из книги «Снежные игры и забавы на свежем воздухе» (совместно с инструктором по ФК)
Конкурс «Лучший снеговик»
Речевое развитие
Прослушивание аудиоспектаклей о зиме из электронных библиотек
Совместное сочинение сказки «Как снежинки на свет появились»
Художественно – эстетическое развитие
Теневой театр «Как снежинка на свет появилась»
Конкурс совместного творчества детей и родителей «Удивительные снежинки»
Прослушивание и анализ музыки А.Вивальди «Времена года. Зима» (совместно с муз.руководителем)
Тематическая экскурсия в Светлоградский историко – краеведческий музей им. И.М.Солодилова – выставка работ учеников Художественной школы «Зимние мотивы»
Подготовка совместно с родителями работ ко Всероссийскому фотоконкурсу «Вода России».
Видеоролик с рассказом о проекте
×
  Будь первым
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым