Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6132
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
«Паровозик Почемучка» (Моделирование мыслительных действий, как средство развития самостоятельности дошкольников в познавательной деятельности)
Целевая группа
Дошкольный возраст от 3 до 4 лет.
Содержание проекта
Генрих Альтшуллер (писатель-фантаст по псевдониму Генрих Альтов) разработал теорию решения изобретательских задач. Он выявил мыслительные операции, с помощью которых делались изобретения, на них и строился первый алгоритм изобретательских задач (АРИЗ), который стал основой ТРИЗ. Использовать теорию в своей деятельности могли взрослые люди. Для дошкольников потребовалось разработать адаптированную ТРИЗ. Ограничивать детское сознание решением отдельных творческих задач-слишком узко. Детям нужно формировать комплексную картину мира и базовые мыслительные операции. На основе изучения технологии ТРИЗ мною было создано пособие "Паровозик Почемучка".
Цель проекта: Создание условий для моделирования мыслительных действий как средства развития самостоятельности дошкольников в познавательной деятельности.
Задачи: систематизировать знания детей в познавательной деятельности; развивать у детей умения связно и грамотно задавать вопросы и отвечать на них; формировать единую, целостную картину мира.
В развитии личности ребёнка наряду с игровой деятельностью большое значение имеет познавательная деятельность, в процессе которой ребёнок приобретает знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познание детей начинается с вопроса, и он играет ключевую роль. Начиная с трёхлетнего возраста, дети задают много вопросов и являются большими «Почемучками». Система работы построена таким образом, что, воспринимая окружающие объекты, дети анализируют, используя схематическую модель, и в сознании формируется классификация вопросов и ответов по отношению к объекту. При встрече с новым объектом ребёнок начинает самостоятельно и эффективно использовать знакомые ему мыслительные действия, организуя свой познавательный процесс. А ещё пособие – отличный помощник во время адаптации детей.
В познавательной деятельности важно стимулировать способность задавать вопросы, а неопределённость и неполноту знаний можно устранить с помощью таких слов как: «кто, что; как, где; какой, какая, какие; да или нет; почему; что ты об этом думаешь; что было бы, если…»
Пособие в виде паровозика содержит семь вагончиков с кармашками по количеству вопросов:
1 вагончик с изображением значка в виде «вопроса» содержит вопросы «кто? что?».
2 в. - «восклицательный знак» содержит вопросы «как? где?».
3 в. - «звёздочка» содержит вопросы «какой? какая? какие?» (задаются по признакам).
4 в. - большой палец «вверх, вниз» требует ответа «да» или «нет».
5 в. - «облачко» содержит вопрос «почему?».
6 в. - «человечек» содержит вопрос «что ты про это думаешь?».
7 в. - «стрелочки» содержит воображаемый вопрос «что было бы, если…».
После того как будет задан вопрос, ребёнок должен на него ответить и положить в соответствующий кармашек вагончика определённую картинку и т.д. Вопрос должен содержать не менее трёх слов. Приобретённые умения задавать вопросы и отвечать на них дети смогли реализовать в играх. Пособие используется 2 раза в неделю в режимных моментах. Срок реализации проекта 1 год.
Планируемые или полученные результаты
Планируемые или полученные результаты:
- развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического;
- развитие умения грамотно и самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
- формирование исследовательских навыков;
- формирование у детей уверенности в себе посредством развития мыслительных операций;
- формирование у детей единой, целостной картины мира;
- пополнение предметно-развивающей среды в группе;
- успешная адаптация детей в ДОУ;
- развитие словарного запаса и связной речи.
В 1 группе использовалось пособие "Паровозик Почемучка" в различных играх. Объекты рассматривались исходя из темы недели в течение 4 недель. Во 2 группе с детьми занимались только в рамках программы "Детство". Через месяц были получены результаты: в 1 группе - дети анализировали и старались отвечать полным ответом, задавали сложные вопросы по отношению к объекту; во 2 группе - дети отвечали на вопросы не полным ответом, затруднялись самостоятельно задавать вопросы.
Итог. Желаемый результат достигнут не полностью, так как проект долгосрочный. Наблюдать результат в сравнении можно только через год.
Проект нацелен на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно формулировать вопросы и правильно отвечать на них. Такая комплексная, целенаправленная работа, использование разнообразной игровой деятельности помогает успешному усвоению программного материала.
Проект может быть рекомендован педагогам старших групп для использования в практике формирования навыков и умений моделировать разные типы вопросов.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым