Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 6118
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Проект раннего речевого развития детей "Говоруша"
Целевая группа
Дети, посещающие I младшую группу (от 1,5 до 3-х лет включительно). В целевую группу могут быть включены дети с задержкой речевого развития различного генеза, а также воспитанники, уровень развития речи которых соответствует возрасту.
Содержание проекта
Проблема ранней логопедической помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным кандидата педагогических наук, профессора Т.В.Волосовец, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию.
Данные логопедической диагностики детей 1,5 – 3 лет в нашем образовательном учреждении свидетельствуют о том, что лишь у 15-20 % малышей уровень речевого развития соответствует возрасту.
Не случайно, ФГОС ДО ставит перед педагогами задачу оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей методов, условий. Важность этой задачи объясняется огромным компенсаторным потенциалом раннего возраста.
Л.С.Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».
Основной целью проекта «Говоруша» является развитие всех сторон устной речи, формирование коммуникативных способностей в соответствии с индивидуальными возможностями, предупреждение и преодоление трудностей в речевом развитии детей.
В соответствии с целью реализуются более конкретные задачи программы:
1. Развитие понимания речи окружающих.
2. Стимуляция потребности в вербальных высказываниях.
3. Формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения.
4. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
5. Формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоционально – волевой сферы детей.
6. Развитие моторной сферы.
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Логопед должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д. Эти характеристики определяют своеобразие логопедических занятий с детьми раннего возраста:
1. Занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам.
2. Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение.
3. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
4. Уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту.
5. Необходимо контролировать длительность занятия, ведь внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно.
6. Важна смена видов деятельности. Необходимо, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными.
Содержание программы «Говоруша» реализуется на подгрупповых занятиях, которые проводит учитель-логопед 2 раза в неделю в течение 1 учебного года. Наполняемость подгруппы может быть разной, от 2 до 6 человек. Это зависит от уровня речевого развития детей, от их индивидуальных возможностей и потребностей. В рамках одной подгруппы могут быть дети с разным уровнем развития. При этом дети с высоким уровнем речевого развития могут стать образцом для детей с низким ур
Планируемые или полученные результаты
Проект работает в нашем образовательном учреждении третий год. В его реализации уже приняли участие 44 ребёнка раннего возраста и их родители, 4 воспитателя и педагог-психолог.
Результаты освоения программы индивидуальны. Это объясняется разным уровнем речевого развития детей на начальном этапе реализации проекта, неоднородным темпом развития мышления и других психических процессов. Тем не менее, у каждого малыша в той или иной степени отмечаются общие положительные изменения:
- улучшается состояние артикуляционной, мелкой, общей моторики;
- повышается уровень слухового внимания и понимания речи;
- увеличивается объем и качество лексического состава языка;
- дети проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку;
- малыши инициируют общение со взрослыми, активно подражают им в движениях и действиях.
Дети, участвовавшие в реализации проекта в 2016-17 учебном году, сейчас посещают среднюю группу нашего детского сада. Среди них нет ни одного ребёнка с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи». У половины «говоруш» речевое развитие к 4-5 годам соответствует возрастному уровню, у второй половины диагностировано фонетическое или фонетико-фонетическое недоразвитие речи, обусловленное дизартрией.
Таким образом, кроме развивающей, занятия решают ещё и диагностическую, пропедевтическую задачи. Так в результате реализации проекта учитель-логопед имеет возможность уточнить предполагаемое логопедическое заключение, выявить индивидуальные трудности каждого ребёнка, при необходимости, рекомендовать консультации медицинских специалистов, педагога-психолога, дефектолога и др. Занятия в рамках проекта «Говоруша» готовят детей с выраженным недоразвитием речи к дальнейшей индивидуальной работе с учителем-логопедом.
На мой взгляд, «Говоруша» - одно из средств решения задачи оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей методов, условий.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым