Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 5879
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Экскурсии для дошколят!
Целевая группа
Дети 5-7 лет, их родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения.
Содержание проекта
Для дошкольника открыты все пути и дороги, вот только пройти по ним сам он пока не сможет. Здесь на помощь должны прийти опытные педагоги и любящие родители. С самого раннего возраста в детях необходимо развивать чувство прекрасного, а что может быть лучше любви к природе.

Современные дети, в большинстве своем, заложники городов и компьютеров, и эта проблема уже не молода. В широких педагогических кругах заговорили о ней ещё в 70-е гг. 20 в. (Зверев И. Д., Захлебный А.Н., Суравегина И.Т.). Тогда же, было принято решение о формировании системы непрерывного экологического образования населения. Но речь шла только о школьниках и студентах. Только в 90-х гг. публикуются первые программы, позволяющие педагогам дошкольного образования вводить экологические курсы в ДОУ (Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.).

Уже пройден тот этап, когда все экологические занятия с детьми проводились только на базе детского сада. Сегодня педагоги, родители, да и сами дети стремятся привнести в свою деятельность больше разнообразия. В связи с этим целью нашей работы (уже с 2013 года) является расширение знаний дошкольников 5-7 лет об объектах окружающего мира в ходе экологических экскурсий.

Для этого нам пришлось решить следующие задачи:
1.выявить наиболее интересные для дошкольников тематические направления экскурсий;
2.провести предварительную работу с родителями и педагогами ДОУ;
3.разработать тематическое планирование экскурсионных мероприятий на 2 учебных года для детей 5-6 и 6-7 лет;
4.разработать экскурсионные материалы в соответствии с возрастом детей (в том случае, если экскурсия проводится в места, где нет экскурсовода);
5.организовать экскурсии согласно тематическому планированию (выходы проводятся совместно с родителями);
6.провести анализ и корректировку мероприятий и при необходимости разработать новые экскурсионные маршруты.

Программа экскурсий рассчитана на 3 экскурсии в год. В теплое время посещаются открытые площадки (ботанические сады, зоосады, интересные приводные объекты города), в холодное – музеи (зоологический, краеведческий).

Для организации каждой экскурсии проводятся следующие мероприятия: выявление интересов дошкольников в ходе занятий, предварительное анкетирование и информирование родителей, организация и проведение экскурсии (совместно с педагогами участвующих групп), итоговое анкетирование родителей, итоговое диагностирование воспитанников в ходе бесед или занятий с мультимедийными презентациями. На наш взгляд, подобная организация работы является оптимальной, т.к. позволяет выявлять потребности ребенка и его родителей, и соотнести собственную деятельность с ними.

Для претворения наших планов в жизнь необходимо: организованность в совместной деятельности педагогов и родителей, желание интересно провести время и узнать что-то новое, а также минимальные технические средства для проведения диагностики (компьютер, мультимедийный проектор).

От наших экскурсионных традиций мы не планируем отказываться и впредь!
Планируемые или полученные результаты
Начиная с 2013, мы прошли длинный и интересный путь от эпизодических разрозненных экскурсий до целостного экскурсионного комплекса направленного на расширение знаний дошкольников об объектах животного и растительного мира г. Волгограда. Наш комплекс мероприятий позволил разнообразить досуг наших воспитанников и их родителей, а также познакомить их с ранее неизвестными им уголками природы нашего относительно немаленького города.

Систематизация первоначально хаотичных экскурсионных выходов позволила нам встроить их в общую тематическую сетку занятий. Это позволило прорабатывать пройденный материал несколько раз подряд, а положительно окрашенное эмоциональное подкрепление и смена обстановки позволяют ребятам запоминать услышанное и увиденное гораздо лучше. Что подтверждается в ходе диагностики, как текущей, так и итоговой, проводимой в конце двухлетнего курса. Во время выходов ребята не только узнают что-то новое, но и учатся задавать вопросы, слушать взрослого (экскурсовода, педагога, родителя), повышают свою культуру общения и развивают речь.

Постоянная обратная связь с родителями позволили скорректировать некоторые экскурсионные маршруты, проводимые без экскурсоводов (переработать слишком затянутые моменты, упростить слишком сложные понятия). Очень ценна совместная работа с другими педагогами ДОУ, так как нами была разработана система информирования родителей традиционными и современными технологическими средствами.

К сожалению, ещё пока не все наши воспитанники 5-7 лет успели поучаствовать в наших экскурсиях, чаще всего это происходит из-за занятости родителей (согласно правилам ДОУ: выход детей за пределы учреждения осуществляется только в сопровождении родителей или законных представителей), но мы надеемся, что в дальнейшем интерес детей и родителей к нашей совместной деятельности будет расти.

В настоящее время нами реализуются следующие экскурсионные выходы:
1.«Родники реки Царица» (полностью разработанная педагогом экскурсия) 5-6 лет;
2.«Растения Ботанического сада ВГСПУ» (проводится совместно экскурсоводом и педагогом) 6-7 лет;
3.«Животные Зоологического музея ВСГПУ» (полностью разработанная педагогом экскурсия) 5-6 лет;
4.«Животные зверинца Свято-Духовского мужского монастыря» (проводится экскурсоводом) 5-6 лет;
5.«Природа Волгоградской области» экскурсия в Краеведческий музей г. Волгограда (проводится экскурсоводом) 6-7 лет;
6.«Кто живет в пойме реки Царица? А кто в реке Волга?» экскурсия на Приволжскую детскую железную дорогу, расположенную в пойме р. Царица (проводится совместно экскурсоводом и педагогом) 6-7 лет;
7.«Растения Ботанического сада ВРБС» (проводится совместно экскурсоводом и педагогом) резервный вариант экскурсии 6-7 лет.

В дальнейшем, согласно пожеланиям детей, родителей, педагогов, планируется разработать тематические выходы: «Степные растения г. Волгограда» (надпойменные террасы р. Царица), «Где найти нам первоцветы?» (Григорова балка в Советском р-не г. Волгограда).
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым