Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 5611
Тематика
Проект, выросший из инициативы детей
Название проекта
ДЕСАНТ (ДЕти САми, Не мешайТе!)
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста детского сада №56 города Костромы
Содержание проекта
Изначально были «десанты наоборот». Дети в группах собирали тематические коллекции. Экспонатов бывает много, каждый вещь со своей историей (история составляется дома, зарисовывается мнемосхема, ребенок приносит мнемосхему вместе с экспонатом).
Педагог предложил детям пригласить младших ребят, показать выставку и рассказать о ней. Рассказ старшие дети сами фиксировали мнемотехникой. Затем по мнемосхеме рассказывали. Малыши приходили подгруппами, поэтому рассказчиком экскурсоводом мог быть любой желающий. Для родителей тоже проводили экскурсии.
В ходе реализации стал хорошо заметен мотив «узнать, чтобы рассказать другим». Деятельность становится по-настоящему нужной, дела – значимыми и настоящими. Идеи педагогики Френе убедили нас, что свойственная детям любознательность вполне может быть отправной точкой обучения. Как бы замечательно педагог не транслировал тему детям, утверждение Л.С.Выготского о том, что развитие ребенка происходит в ходе социальных контактов с другими людьми и лишь затем оно закрепляется в его сознании, инициировало поиск новых форм. Знакомство с идеями школы "Лицей "КОВЧЕГ" Р.Курбатова дало идее практическую форму реализации.
Так появились ДЕСАНТЫ.
Научиться делать, чтобы научить других. Узнать, чтобы рассказать.
То, что работа над темой, над проектом подразумевает, что вскоре ребенок будет выступать по этому вопросу в роли обучающего, усиливает самоконтроль, становясь глубоким внутренним мотивом.
На данном этапе инициируют десанты педагоги. В начале работы над проектом озвучивают возможность поделиться знаниями и умениями по теме.
Думаем, что вскоре сами дети будут предлагать темы десантов, исходя из общей темы.
Проект реализуется по алгоритму:
Возникает идея десанта (из темы, важного события), составляется общий план (отвечая на вопросы "Что знаем?", "Чем можем поделиться?" дети уточняют представления, закрепляют знания по теме), затем, если хочет делиться знаниями немало человек, происходит объединение в десанты.
Например: реализуется тема «Камни и почва». Тема обширная, но детей больше всего заинтересовали слои, идея упорядоченности. Провели раскопки. Попробовали сделать макет. Нарисовали на ватмане. "Хотим рассказать об этом малышам!"
«У вас обязательно получится», - поддерживает педагог. - «Что нужно, чтобы это сделать?»
А нужно немало: план рассказа, точные слова – названия (их нужно узнать и запомнить), описание макета, алгоритм проведения раскопок. И вот Уже новый проект – «рассказ о проекте», реализующий множество педагогических задач.
Среди них и планирование, и развитие навыков самоконтроля, и коммуникация. Огромная работа по речевому развитию, конечно. А для педагога – это прекрасная возможность промежуточной диагностики и ненавязчивой педагогической коррекции, если ребенок не освоил что-то на основном этапе, у него есть прекрасная возможность восполнить это, готовясь к десанту. Десанты стихийны, частота проведения - 1 - 2 раза в месяц.
Специальных дополнительных средств проект не предусматривает
Планируемые или полученные результаты
Социальная значимость и практическая ориентированность - важные компоненты для мотивации к дальнейшей подобной деятельности. То, что происходит в группе, происходит не просто так, этим можно делиться с другими и даже совместно достигать каких то общих целей ( например, собирать батарейки можно группой, а можно всем детским садом).
Для младших детей сбивчивые, но самостоятельные объяснения старших, возможно, не всегда до конца понятны, но визиты взрослых товарищей они ценят и очень стараются чем-то помочь и порадовать. А значит, включаются в практически - значимую деятельность с радостью и охотой.
То, что дети самостоятельно (с воспитателем обговаривают время, потом ждут его с нетерпением) ходят в другие группы, способствует социализации дошкольников.
Результаты в тезисах:
- раскованная, раскрепощенная объяснительная и доказательная речь
- развитие детской инициативы (больше предложений для десанта, идей, как можно решить проблемную ситуацию)
- развитие самостоятельности детей
- активная социализация (новые знакомства с детьми других групп, дружеские отношения, отношения старших с младшими, коммуникация Десанта с воспитателями других групп)
- улучшились навыки планирования детьми собственной деятельности (в том числе через предписьмо, составление мнемосхемы)
В начале работы с Десантами планировали деятельность только дети в десантах (микрогруппах), в процессе работы над проектом пришли к тому, что педагоги, направляя деятельность группы, проговаривают им весь большой план. Особенно это актуально в том случае, если цель десанта не просто поделиться информацией, а организация какой - либо акции.
Наибольший развивающий во всех смыслах эффект получается от микро-десантов. Когда загорается какой-то идеей микрогруппа, разрабатывает план и идет с десантом туда, куда можно (целесообразность похода к совсем младшим/совсем старшим определяют совместно с педагогом). В этом случае минимизируется "заорганизованность" и раскрываются самостоятельность и инициативность. Однако это сложнее в плане организации жизни группы и уделения должного внимания безопасности детей (при значительной территории детского сада).
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым