Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 5095
Тематика
Игра
Название проекта
Королевство игры
Целевая группа
Проект реализован с воспитанниками обычной подготовительной группы обычного детского сада, Особенность данной группы в том, что дети почти не умеют играть, часто бесцельно возятся, скучают и ссорятся. Это и определило задачу - объединить детей с помощью игры. Так родился проект.
Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Никаких других препятствий, отличий, критериев или ограничений вхождения в наш игровой проект для детей нет.
*Ребёнок часто играет один? Проект для него!
*Неразлучные друзья - подружки? Им будет весело в проекте!
*Ребёнок - лидер, который любит командовать и играть по своим правилам? Проект поможет ему!
*Скучающие дети, которых сложно заинтересовать? Проект решит эту задачу!
*Дети, склонные к конфликтам и спорам, в проекте учатся играть и договариваться!
Каждый из детей имеет право на игру, об этом сказано и в Конвенции о правах ребенка(ст.31): «игра — ... главная форма активности ребёнка. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. Игра это добровольная, свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения...». Дети нашей группы - не исключение, и с помощью проекта мы обеспечиваем все возможности для свободной самостоятельной игры, которую выбирают сами дети.
Содержание проекта
Замысел проекта прост – помочь детям организовать игру по собственному замыслу, в выбранной роли и по своему сюжету с использованием различных материалов для обозначения роли и пространства. Такая игра характерна для вальдорфской педагогики, в обычных садах дети часто излишне «заорганизованы», у них столько занятий и мероприятий, что им просто некогда играть. Как применить советы Д.В Менджерицкой из книги «Воспитателю о детской игре», как разбудить в ребёнке волшебника по книге Е.Е.Кравцовой? Ведь именно в свободной игре бурно развиваются воображение, фантазия, самостоятельность, инициативность, волевые качества и эмоции. Дети непосредственно выражают свои желания, впечатления и переживания, примеряют на себя различные социальные роли, применяют свои способности.
Для свободной игры мы нашли место, время и материалы.
Местом для игр становилась наша группа.
Временем свободных игр стали "игровые пятницы": во вторую половину дня у детей нет занятий.
Материалами для свободной игры стало все, что можно легко изменять, передвигать, переносить, трансформировать: пустые картонные коробки, отрезы разных тканей, резинки, веревки, куски пенопласта от упаковок, ненужные CD – диски, оставшиеся после ремонта куски пластиковых труб, природные материалы – ракушки, камушки и шишки. Кроме того, нам пригодилось немало канцелярских товаров: ножницы, скотч, клей, цветной картон, цветная бумага, пластилин и другие.
Сделанные собственными рукам маски, костюмы и атрибуты игр дети уносили домой, а потом приносили снова, ведь ими особенно приятно играть.
Каждую «игровую пятницу» мы решали сложные вопросы:
• Как можно поиграть с этим ненужным диском? Каждый находил сам: получились и котята, и роботы, и колеса, и спортивный снаряд.
• Чем может стать обычный стол? Появлялись лодки, барьеры, аквариумы, кроватки, лес – и все идеи были уникальные.
• Что нам стоит дом построить? Каждый строил свой, но вскоре дети начали объединяться и конструкции сразу стали интереснее.
• Кем ты хочешь быть в игре? Рисовались маски, сооружались накидки из ткани, создавались неповторимые образы, сам процесс становился увлекательной игрой. А найденные приёмы теперь активно используются: сунешь один яркий платочек за пояс, а другой – за резинку на косе, и ты - пони! Кто-то обязательно подхватит идею и вот уже рисуют друг другу «знаки отличия».
• В каком королевстве ты хотел бы быть королем? Созданные короны и маски дети отказывались снимать!
Удивительно, как на глазах появляются уникальные вещи из ничего: самолеты, дома, костюмы. И потом все это обыгрывается детьми. Самое трудное для педагога – не указывать, позволить детям делать так, как им хочется. Наш проект был задуман, как краткосрочный, но результаты, полученные за короткое время,убеждают в том, что необходимо продолжение. Атмосфера игры и творчества захватывает детей, они испытывают радость, с удовольствием объединяются для игр, находят точки взаимодействия, помогают друг другу.
Планируемые или полученные результаты
Главным результатом реализации проекта стала атмосфера игры и творчества в группе. Дети поняли, что игру можно придумать даже в отсутствии игрушек, ощутили вкус совместного творчества, приятно слышать: «А смотрите, что мы придумали!». Дети активно проявляют себя в свободной игре, у них неистощимый запас фантазии, они умеют видеть интересное, новое в привычном. Продукты творческой деятельности получаются уникальными и неповторимыми – это маленькие шедевры, которыми дети дорожат. Родители с удивлением заглядывают в группу, где все вверх дном: столы превратились в пиратские корабли или стали «домиками». Кому-то это кажется беспорядком, который нужно немедленно убрать, а для детей- это счастливое королевство игры. Детям так нравится играть, что они не хотят уходить домой.

Организация свободной игры на первый взгляд кажется благом для педагога: пусть дети играют, как хотят. На деле оказывается, что фасилитация гораздо труднее.
Сложно не вмешиваться, не советовать, как играть, не оценивать «так» или «не так» действуют дети. Пусть не в логической последовательности разворачивается сюжет, перескакивая с одного на другое («А давай, как
будто они уже пришли!»), пусть меняется на ходу роль («Она уже выросла и теперь взрослая, буду на работу ходить» - заявляет «малышка», вставая с кроватки), но зато искренне и увлеченно дети ведут свою игру.
Нужно помочь каждому найти себя в игре. Предложить посмотреть, как играют другие, спросить, кем бы ты хотел быть, если б играл, помочь включиться в игру. Сделать это так, чтобы ребёнок захотел сам. Предложить, но не навязать. Это непросто.
Педагог становится «многоруким» и «многоногим», потому что он требуется повсеместно: скотчем приклеить, чтоб держалось, веревочку привязать, чтобы маска не спадала, и так далее.
А ещё при этом следить за развивающимися во всех линиях сюжетами, чтобы вовремя мирно разрешить назревающие конфликты, поддерживать внимательное отношение друг к другу и творческую атмосферу, искренне радоваться увиденному и придуманному детьми.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым