Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 3986
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Фокус - на командную работу
Целевая группа
дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет
Содержание проекта
Стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми. Сейчас современные дети участвуют в образовательных событиях, в игровых квестах, метапредметных олимпиадах. Для успешного участия необходимы такие качества, как умение выдвигать и обсуждать идеи, договариваться, распределять роли, принимать решение. Самый главный вопрос: КАК? Как этому научить детей? Недостаточно сказать детям: «Давайте поделимся на группы. Будем работать в командах». Зачем делиться на команды? (вопрос мотивации). Каким речевым оборотам и выражениям учить детей при планировании, распределении ролей? Мое мнение, что всем этим умениям надо научить детей. И тогда работа в команде станет эффективной.
При разработке проекта опиралась на российский опыт внедрения технологии сотрудничества (Е.М.Фадеева), технологию нормотворчества (Н.Е.Веракса), технологию работы в парах (Г.О. Громыко), методику тренировочных занятий (А.И.Савенков).
Цель: формирование у детей навыков работы в команде.
Задачи:
 Побуждать детей взаимодействовать со сверстниками в одном общем пространстве.
 Учить детей планировать совместную деятельность (Что будем делать сначала, что потом?).
 Учить детей распределять командные роли. (Кто с кем? По одному, парами, тройками).
 Учить детей осуществлять осознанный выбор партнеров, материалов, действий.
 Развивать у детей умение самостоятельно решать конфликты, используя способы и средства конструктивного поведения (опора на разработанные групповые правила).
 Развивать рефлексивные умения (Что получилось? Что не получилось и почему?)
Проект групповой, краткосрочный.
Для работы с детьми в группе необходимо оборудование и инструментарий для совместной игровой, конструктивной деятельности. Лего-конструкторы "Моя первая история", "Первые механизмы", "Кафе", "Космос".
Диагностический инструментарий
• Метод наблюдения (игра, разные виды деятельности, свободная деятельность, общение).
• Диагностика коммуникативных навыков: игры парами «Найди пару», игры тройками «Трио», игры четверками «Четвертый не лишний». Цель: выявить умение детей действовать по правилам в парах, тройках, четверках.
• Оценка социально-коммуникативной и деятельностной компетенций с помощью карты «Показатели и критерии оценки работы детей в команде» (раздел «Дополнительные документы».
Проект рассчитан на 3 месяца: ноябрь, декабрь, январь.
Проект является отдельной методикой.
Планируемые или полученные результаты
Наблюдения за детьми во время конструирования общей постройки помогли выявить следующие проблемы:
• Дети не умеют выдвигать идеи или молчат, пока взрослый не задаст вопрос: «Что будете строить?».
• Не владеют способами общения: говорить по очереди, внимательно слушать, не перебивать.
• Дети затрудняются планировать деятельность. Они молча начинают строить и не обсуждают, что будут строить сначала, что потом.
• В случае ссоры или конфликтной ситуации не используют культурные способы: напомнить правило, договориться, кто первый будет говорить, сказать «мне не нравится», «предложить «давайте…», «ты согласен».
• Дети не умеют словами сказать, как они будут работать: по одному, парами. Чаще один ребенок-лидер, выполняет командное задание, другие смотрят или подают детали конструктора.
• Затрудняются презентовать продукт (затрудняются соблюдать алгоритм: начало, середина, конец), договориться, кто будет его представлять.
• Затрудняются осуществлять рефлексию работы в команде.
Исходя из проблем, наметила пути:
1. Соблюдать последовательность при обучении детей умению работать в команде. Сначала учить ставить индивидуальные цели через игры «Узнай животное», «Найди пару» с последующей оценкой работы в паре, тройках.
2. Обучать детей на каждом этапе работы в команде: (что дети должны сами делать и говорить).
Этапы работы (общей постройки):
1. Мотивация к деятельности.
2. Обсуждение идеи. Каждый ребенок высказывает свою версию. Все дети слушают. Соблюдают правило: «Один говорит, остальные слушают» (Карточки-подсказки. Е. Бодрова (рот, ухо). «Слушать внимательно» (карточка большое ухо).
3. Планирование совместной деятельности. Дети проговаривают, что будут делать сейчас, что потом.
4. Обсуждение способов организации: по одному, парами, тройками.
5. Выполнение командной работы.
6. Рефлексия деятельности: Что получилось? Что было легко? Что понравилось? Что не получилось и почему? Что было трудно? Какие качества помогали, какие мешали?
В течение месяца (ноябрь) дети научились элементарным навыкам планирования (реплики во время выполнения работы: «Что дальше?»), пытаются озвучивать способ работы (кто с кем будет строить), самостоятельно решают проблемы, используя конструктивные способы, в том числе самостоятельно разработанные правила. Команда «Почемучки» получила Диплом за участие в муниципальном этапе метапредметной олимпиады «Радуга знаний» в номинации «Самая изобретательная команда».

Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым