Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10753
Тематика
Поддержка детской инициативы
Название проекта
Детская наука
Целевая группа
«Детская наука» создана для юных исследователей и искателей приключений. Это программа научных проектов для детей от 5 до 7 лет (старшая, подготовительная к школе группа).

Целевая группа программы не ограничивается какими-либо условиями: она может быть реализована в группах любой численности, в группах комбинированной и компенсирующей направленности. Для детей, которые занимаются «Детской наукой» нет каких-то «входных» требований - знаний, умений или определенного уровня развития. Планирование организовано таким образом, что материал и проект подстраиваются под каждую новую группу и удовлетворяет интересам и уровню развития той группы детей, с которой педагог работает здесь и сейчас.

Необходимость разработки такой программы возникла из-за несогласия с общепринятыми практиками дошкольного образования: навязывания определенного способа мышления, образцов, примеров, относительно которых педагоги часто оценивают развитие ребенка и его личность.

«Детская наука» учит ребенка быть собой, размышлять, не бояться трудностей и ошибок.
Содержание проекта
«Детская наука» создана на основе модели навыков 21 века Хирш-Пасек и Голинкофф, акцентирующая внимание педагогов не на развитии конкретных механических навыков, а на развитии универсальных умений, метапредметных способностей.
Если говорить о более инструментальных основаниях для разработки программы, то важными стали подход Рэджио Эмилия (из которого была взята идея полной поддержки инициативы ребенка, веры в него и идея документирования как средства отслеживания динамики развития педагогом), STEAM-подход (который вдохновил на выбор формы естественно-научного проекта как материала для развития универсальных навыков современного человека), программы дошкольного образования «Развитие», «Вдохновение», «ПРОдетей» (которые предоставили технологии организации развивающего процесса).

Программа преследует достижение нескольких задач:
* Развитие мышления, мыслительных операций;
* Осмысление нового знания, встраивание его в контекст, а не механическое заучивание фактов;
* Развитие произвольности деятельности: способности достигнуть поставленной цели, снижение импульсивности;
* Развитие аргументированной речи: способности сформулировать и высказать свою точку зрения;
* Развитие навыков сотрудничества: толерантности и умения слышать другого, коммуникативной культуры;
* Развитие уверенности в себе.

Занятия строятся по проектной модели: есть определенные тематические модули, внутри которых ищутся ответы на вопросы, интересные детям. В программе используются как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, потому что некоторые опыты требуют времени для наступления эффекта. Структура занятия не фиксирована жестко, так как разные виды проектов, тем, экспериментов нуждаются в разном количестве времени – невозможно предугадать то, исчерпается ли тема и вопросы детей через 1 или 3 или даже 5 недель.

Общая логика «научной» жизни выглядит так:
* Определение темы модуля для изучения (в результате группового сбора, голосования)
* Определение задач внутри модуля (паутинка интересующих вопросов, сбор уже имеющейся информации по теме модуля в обсуждении)
* Экспериментальная деятельность с документированием результата (в фотографиях, альбомах знаний)
* Систематизация знаний по модулю в формате конференции

Технологии и приёмы для проведения занятий по программе:
1. Групповой сбор. Групповой сбор используется в качестве диагностической процедуры – обмен впечатлениями, обмен мнениями, сбор гипотез перед проведением какого-то эксперимента.

2. Голосование. Дети принимают участие в формировании модулей программы. В конце модуля устраивается голосование за тему, которая будет изучаться следующей. Выбранная большинством голосов тема становится следующей для изучения.

3. Паутинка. Сбор вопросов для изучения и имеющейся информации для планирования педагогом материала.

4. Альбом знаний. Альбом - способ проанализировать новое знание и зафиксировать его в личном хранилище.

5. Конференция. Ролевая игра, где есть ведущий и докладчики, которые презентуют свою работу по итогу модуля.
Планируемые или полученные результаты
Диагностический этап является чрезвычайно важным для педагога программы «Детская наука». Для того, чтобы отслеживать динамику развития и уже имеющиеся знания и навыки у детей используется несколько процедур:

* Выявление первичного уровня знаний по тематическому модулю. В результате бесед, обсуждений в ходе группового сбора и составления паутинки педагог понимает наличный уровень знаний по теме и выявляет темы, которые интересны детям.

* Сбор обратной связи от родителей.

* Заполнение карты наблюдений. Так как задачи программы не представляют собой конкретные навыки, которые можно непосредственно оценить, уровень и динамика развития проводятся в формате структурированного наблюдения с периодичностью 3 раза в течение учебного года (сентябрь, январь, май). Карта наблюдения спроектирована в соответствии с задачами программы.

* Анализ продукции детей – схем и иллюстраций в Альбомах знаний.

Качественные изменения заметны уже спустя 4 месяца начала занятий. Дети становятся более инициативными и уверенными в своих высказываниях, они способны договориться самостоятельно при возникновении спорной или конкурентной ситуации. Мышление участников программы стало более гибким и повысилась оригинальность высказываний – дети более свободно находят аналогии, метафоры, не боясь за то, что могут сказать «правильно» или «неправильно».
Видеоролик с рассказом о проекте
×
  Будь первым
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым