Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10652
Тематика
Поддержка детской инициативы
Название проекта
Открытые образовательные студии "КолеСО"
Целевая группа
Одной из структурных особенностей проекта «КолеСО» – является разновозрастной состав участников образовательного процесса, вследствие чего учебное взаимодействие происходит в группах детей в возрасте от 4,5 до 8 лет.
Исходно, нашей целевой аудиторией являлись дети, обучающиеся дома, что и было отражено в названии, где СО – это форма семейного обучения. И речь, в данном случае, идет не только о школьном образовании. Осознанный и проектный подход к развитию детей – является тенденцией современного родительства и проявляется уже на этапе дошкольного воспитания. На сегодняшний день 86% постоянного состава учащихся дополнительной образовательной программы «Открытые образовательные студии «КолеСО» – дети, не посещающие детский сад.
По мере развития проекта, интерес к форме учебного взаимодействия и набору приоритетных учебных компетенций стали проявлять и родители, ориентированные на классическое системное образование, но заинтересованные в целостном развитии своих детей. Так состав учащихся расширился за счет детей, избирательно участвующих в программе.
Содержание проекта
Открытость образовательной среды - ключевой принцип развития современного образования, который трактуется как возможность свободного (самостоятельного и ответственного) выбора каждым участником образовательного процесса целей занятий, познавательных объектов, видов деятельности и партнеров по учебной коммуникации. В иных определениях - это «способ соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу».
При разработке проекта «Открытые образовательные студии «КолеСО» мы, в первую очередь, стремились воплотить в реалиях данный принцип. Нас вдохновляли: концепция этики образования «Школа-парк» российского педагога Милослава Балабана; философия школы антропологической практики В.И. Слободчикова; технологии открытого образования А.А. Попова; концепция средовой педагогики и многолетний опыт таких известных демократических школ как Summerhill School в Англии и Sudbury Valley School в США.

Представляемый на конкурс проект - это дополнительная образовательная программа комплексного развития старших дошкольников и младших школьников. Основной ее характеристикой является свобода выбора ребенком индивидуального маршрута развития, через обеспечение условий благоприятных для его самоопределения и самоактуализации. Реализуя право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребенок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес.

Сегодня "КолеСО" - это пространство, объединяющее в себе 4 тематические студии (академическую, компетентностно-ориентированную, творческую и спортивную) и ежедневно 6-8 разнообразных активностей, участие в которых не регламентировано по времени. Учащиеся свободно перемещаются в данном пространстве, оставляя за собой право не принимать участия в предлагаемой деятельности.

Вариативность и даже избыточность выстроенной таким образом образовательной среды, повторимся, предоставляет возможности самоопределения! И если на первых порах закономерно хаотичное распоряжение своим временем, то уже по прошествии первого месяца такого взаимодействия можно говорить о формировании постоянных групп в рамках конкретных студий, а значит о проявлении базового интереса и возможности его качественного развития. Принципиально, что в формате дополнительной программы преподаватель может отойти от исполнения учебного плана и, ориентируясь на запрос ребенка, подвести его к самостоятельному поиску решения интересующего вопроса.

С июня 2018 г. и по настоящее время было проведено 5 апробационных площадок, различающихся по времени, формату организации образовательного процесса и возрасту участников. Общее количество детей, вовлеченных в процесс апробации, превысило 140 человек. Следующим шагом реализации проекта (сентябрь 2019 г.) является открытие Школы полного дня (начальное звено), полностью базирующейся на принципах свободной педагогики.
Планируемые или полученные результаты
В соответствие с целями и задачами проекта результатом учебного взаимодействия является личностный рост учащихся, сочетающийся с высоким уровнем эмоционального комфорта и активной познавательной позицией.
Так посредством включенного наблюдения и опосредованных методов фиксации процесса развития (ведение педагогических дневников, диагностика психоэмоционального состояния и др.) нами отмечаются следующие личностные приращения в поле:

Познания. Открытость образовательной среды и отсутствие системы оценивания формирует у детей отношение к обучению как к естественному и приятственному процессу (проявление интеллектуальной активности, познавательного интереса, отсутствие страха перед незнанием и ошибкой, стремление задавать вопросы, умение размышлять и конструировать собственное знание).

Предметной деятельности.
Ключевыми критериями образовательной среды, оказывающими влияние на развитие личностных компетенций в области предметной деятельности являются вариативность и избыточность. Сегодня учебная программа проекта включает в себя более 20 тематических активностей в условиях недостатка времени для посещения каждой, что в свою очередь, вовлекает детей в ситуацию выбора и подводит к осознанию истинно желаемого. Через деятельностные пробы самоопределения мы идем к цели выявления базового интереса, развития заложенных в ребенке способностей, раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося и его самореализации в самых различных видах деятельности. Так уже по прошествии 2-х месяцев работы с постоянным составом учащихся можно уверенно выделить конкретные образовательные приоритеты каждого ребенка, а также отследить закономерности их изменений.

Общения. Возросшая эффективность коммуникации – один из наиболее ярко выраженных результатов реализации проекта.
В атмосфере равноправия, признания ценности и уникальности личности, акцента на успешность каждого – возникает доверие, «душевный резонанс», что в свою очередь задает особый тон общения между участниками проекта. Дети, регулярно посещающие «КолеСО», открыты, расслаблены, более терпимы друг к другу и к обстоятельствам. Они не боятся высказывать свою точку зрения, умеют договариваться и убеждать.

Самоактуализации. В условиях отсутствия внешних мотивирующих к учебной деятельности факторов, побуждающей к познанию является внутренняя мотивация развития. Базовыми стимулами участия в работе студий становятся: удовольствие от реализации процесса деятельности, расположение к педагогу и собственно познавательный интерес – и это те естественные порывы, которые позволяют достигать наилучших результатов в процессе обучения.
Небольшой опыт реализации проекта не позволяет в полной мере говорить о проявлении осознанности выбора деятельности. Однако практика введения дневников посещений, в которых учащиеся отмечают студии, что посетили в течение дня, фиксируют деятельность урока, приобретенные знания, а также свое эмоциональное состояние на выходе – позволяют приблизиться нам к обретению данного навыка.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым