Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10598
Тематика
Развитие художественно-эстетических способностей
Название проекта
Проект "Радость в музыке" по развитию музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе элементарного музицирования"
Целевая группа
Проект "Радость в музыке" направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста, с родителями воспитанников, с воспитателями.
Принцип элементарного музицирования «учимся делая и творя»-основа моих занятий.
Ребенок старшего дошкольного возраста при активном участии в музыкальной деятельности делает огромный скачок, как в общем, так и в музыкальном развитии: в области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области эмоций-от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;в области проявления отношений - от увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;в области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям путем вовлечения детей педагогом в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры. Дети этого возраста имеют представления об элементарных средствах музицирования: ритме, темпе, динамике, мелодии, тембре. Проявить свою индивидуальность помогает импровизационное обращение со знакомым материалом. С развитием мышления ребенка меняется характер наглядных средств (модели,графика, схемы). Дети старшего возраста способны читать ритмы по таблицам, осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, импровизировать мелодии по схемам, исполнять простые попевки каноном, придумывать движения на заданный ритм, композицию игры или танца, сочинить мелодию на металлофоне с определенным настроением, изобразить на инструменте конкретный образ или черты определенного жанра, подобрать шумовой аккомпанемент к произведению. Творчество на занятии –это совместная деятельность педагога и детей. Элементарное музицирование интересно для меня тем, что оно открывает простор фантазии как для ребенка, так и для педагога.
Для успешной реализации проекта необходимо сотрудничество с родителями воспитанников.В соответствии с требованиями ФГОС ДОО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.
Я стремлюсь:
- Повысить компетентность родителей в вопросах музыкального развития детей: беседы, анкетирование, консультации, папки-передвижки;
-Вовлечь их в музыкально-образовательный процесс: открытые занятия,совместные разработки сценариев, создание предметно- развивающей среды;
- Активизировать участие родителей в праздниках и развлечениях.
Успех музыкально-творческого развития детей зависит и от слаженной работы с воспитателем. Наша совместная задача: создать предметно-развивающую среду в группе: различные виды театров,театральных атрибутов, музыкально-дидактических игр, пособий, инструментов, фонотеки, позволяющих детям, при желании,продолжить то,чем они занимались на занятии, и в свободной деятельности; осуществлять интеграцию видов деятельности.




Содержание проекта
Обучившись принципам, приемам и методам по концепции К.Орфа,я разработала программу "Радость в музыке" по развитию музыкально-творческих способностей детей по всем видам деятельности на основе детского фольклора.Проведя диагностику по выявлению музыкально-творческих способностей детей, я получила результаты, в которых наблюдалось отсутствие положительной динамики. Необходима была коррекция работы в данном направлении.Были выявлены проблемы: не сформирован опыт индивидуального проявления детей,недостаточное оснащение в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей,отсутствие грамотной поддержки со стороны воспитателей и родителей.Проблема выросла до решения разработки проекта «Радость в музыке» с участием в процессе также педагогов и родителей.
Реализация проекта основана на использовании авторской программы «Радость в музыке» в рамках музыкального занятия, как часть образовательной деятельности. Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, музыка и движение, озвучивание стихов, пантомима, импровизационная театрализация.Основными принципами занятия являются: простота и доступность материала; творчество, как сиюминутность рождения; взаимосвязь обучающего начала и момент импровизации; варьированное повторение, как способ развития и тренировки; синкретичность, как многоплановость в одновременности;тело человека, как ансамбль инструментов; игра, как занимательное музицирование; особая атмосфера в радостном, коллективном общении. Использование наглядного материала способствует быстрому усвоению. Беседы, речевые упражнения, коммуникативные игры, танцы решают комплекс педагогических, нравственных и психологических задач.
Совместно с воспитателями был разработан план работы по повышению его компетентности. Проведены практические тренинги,консультации: «Как оформить музыкальный уголок в группе»,«Игры звуками-это музыкальная импровизация». Была создана необходимая развивающая среда в группе, которая предполагала детям продолжать,при желании,то,чем они занимались на музыкальном занятии и в свободной деятельности: ритмическое лото,пальчиковые игры,фонограммы музыки,музыкальные инструменты,дидактические пособия, игры, сказки –шумелки,речевые игры,различные виды театров.
Была проведена и работа с родителями: собрание по выявлению проблемы,анкетирование.Мною были разработаны консультации:« Пальчиковые игры - это развитие», «Организация музыкальной среды в семье», "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей". К сожалению не все родители откликнулись на участие в проекте.Большинство же оказались активными: участвовали с детьми в изготовлении самодельных инструментов,костюмов,приобрели диски с записями музыки,принимали активное участие в разработке мероприятий,в исполнении ролей на праздниках.
Реализация данного проекта преследует одну цель – воспитывать свободного, развитого, музыкально-образованного человека.


Планируемые или полученные результаты
Система,планомерность занятия (2/3 времени занятия отводилось элементарному музицированию),приемы и принципы Орфовской педагогики, отраженные в программе «Радость в музыке», а также увлеченность всех участников проекта в достижении поставленной цели, дало положительную динамику развития музыкально-творческих способностей детей.У детей развился интерес и желание к творческой деятельности.Дети эмоционально реагируют на музыку, с удовольствием включаются в игровое общение, развито желание к проявлению своей индивидуальности: глаза ребенка "загораются" истинным счастьем от возможности проявить свою изобретательность.В проблемных ситуациях способны рассуждать, анализировать, предлагать свои варианты, проявляют ответственность выполнить задание хорошо. У детей сформированы знания, умения и навыки: они свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику, различают тембр инструментов.Развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма.Дети с радостью откликаются на возможность импровизировать.Умеют самостоятельно подбирать инструменты для озвучивания стихов,оркестровки произведений, сочинять несложные мелодии.Сформировано умение выразительно петь, передавать музыкально-игровые образы.Улучшилось состояние речи: сила голоса, интонационная выразительность, дикция, темп. Дети приобрели навыки ансамблевого музицирования.Они легко придумывают движения к танцам,играм.Дети умеют налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. У них хорошо развито ассоциативное,логическое мышление,внимание,память.
Родители стали более свободно идти на контакт, проявлять интерес к музыкальной деятельности: знают репертуар музыкальных занятий,рассказывают о совместных занятиях дома(пальчиковые игры, слушание музыки,разучивание стихов, исполнение песен, инсценирование сказок), рассказывают о семейных праздниках и совместных выступлениях, о посещении концертов, детских спектаклей.Родители интересуются успехами детей,стали активными участниками праздников и развлечений.
Продуманное взаимодействия работы с педагогами по повышению уровня музыкально-творческих способностей детей дало положительные результаты: дети стали более активно участвовать в самостоятельной игровой деятельности в музыкальном уголке, используя предметно-развивающую среду,большинство из которой создавалась совместно с родителями(самодельные музыкальные инструменты, варежковые, пальчиковые театры,театральные атрибуты).Воспитателями была организована выставка "Музыка в рисунках",в группе организуется спектакли и концерты, в которых дети проявляют свою изобретательность.
На итоговом мероприятии,основанным на творческом взаимодействии всех участников проекта, царила атмосфера радости и успеха.
Исходя из перечисленного, можно сделать вывод о перспективности использования предложенного проекта для развития музыкальности и музыкально-творческих способностей детей на основе элементарного музицирования.
Цель:в перспективе использовать данный метод для младших дошкольников.


Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым