Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10521
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Создание модели формирования инклюзивной культуры у дошкольников
Название проекта
«Я и мои друзья - сделаем мир добрее» или «Уроки Доброты»
Целевая группа
-дети (старшая группа)
-родители
-педагоги
Содержание проекта
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности, которые посещают дети, имеющие инвалидность, в группах общеразвивающей направленности увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как создать комфортные условия для пребывания этих детей в детском саду? Как сформировать у детей групп общеразвивающей направленности умение взаимодействовать с детьми с инвалидностью? Опыт работы в данном направлении в нашем городе отсутствует. Поэтому обратились к интернет-источникам: заинтересовал проект Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» - «На урок вместе» , который реализуется в школе. Решили перенять опыт и, учитывая возрастные особенности дошкольников, разработать проект «Я и мои друзья сделаем мир добрее» или «Уроки Доброты», который включал бы занятия по пониманию инвалидности в нашем детском саду.
Цель проекта– формирование инклюзивной культуры у дошкольников.
Задачи:
-рассказать об особенностях детей (людей) с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную, независимую жизнь.
-обсудить с детьми особенности жизни детей (людей) с инвалидностью: их права и возможности, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься.
-сформировать у детей такое отношение к детям (людям) с инвалидностью, при котором человек с инвалидностью воспринимается обычным человеком, с обычными желаниями и потребностями.
Цикл рассчитан на 15 занятий в течение учебного года. Такое количество позволяет изучить особенности следующих нозологических групп из числа людей с ОВЗ: нарушение зрения – «Смотрим на мир вместе», нарушение слуха – «Слушаем мир вместе», нарушения опорно-двигательного аппарата – «Идем по миру вместе», дети с синдромом Дауна – «Познаем мир вместе», а также включает занятие установочного цикла о понимании инвалидности «Мы – разные, но мы вместе» и итоговые занятия, обобщающие знания и представления дошкольников о детях (людях) с ОВЗ и своем участии в их жизни «Быть особенным – жить как все».
Одно из итоговых занятий – «Волонтер – это …? Что я могу сделать?». Далее дети включаются в проект «Дети-волонтеры».
Срок реализации проекта – 2 года.
Условия реализации проекта
1. Привлечение специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
2. Привлечение социальных партнеров (организации оказывающие сопровождение людям с инвалидностью): ОГКУ Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области, ОГКУК «Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы для инвалидов по зрению», КРОО «Всероссийское общество слепых» и т.д.
3. Подбор оборудования: оборудование для организации игр и практикума с детьми по теме занятия, технические приспособления и средства
4. Подготовка методического обеспечения проекта: картотека видеозаписей мультфильмов, презентаций, нормативная база по работе с детьми с ОВЗ
Планируемые или полученные результаты
Результаты «Уроков доброты»
1. Социальный эффект, отражающий готовность воспитателей, специалистов, семей, детей к совместной деятельности, к реализации социальной активности по изменению отношения к детям с ОВЗ как социальной группе, требующей особых мер помощи и поддержки.
2. Понимание потребностей детей с ОВЗ, понимание способов совместной деятельности, обучение способам помощи и поддержки, сохраняющим самостоятельность ребенка с ОВЗ, отношение к его затруднениям, обеспечение эмоциональной сопричастности ребенка к взаимодействию с ровесником с ОВЗ.
Для оценки эффективности «Уроков доброты» подобраны следующие упражнения: «Выбери и раскрась человечка» (Детям предлагается комплект вырезанных из бумаги фигур человечков, в том числе имеющих «особенности». Дети выбирают одного из предложенных человечков, раскрашивают его, а затем вся группа делает коллаж из раскрашенных фигур. Определяют девиз коллажа, например: «Мы разные, мы вместе!» и т. п. Оценивается количество (доля) выбранных фигурок с «особенностями» и их цвет), «Ромашка» (На ватмане, в центре – круг с изображением человека с инвалидностью. Дети отвечают на вопрос: «Что я могу делать вместе со своим другом с инвалидностью?» На листах в форме лепестков изображены верные и неверные ответы (картинки) : дети танцуют, дети играют в подвижные игры и т.п.), рассказ «Мой новый друг». Упражнения оценивают понимание, принятие полученных знаний, и их применение в реальных ситуациях.
Прежде чем приступить к проекту, было проведено родительское собрание в группах общеразвивающей направленности. Но, когда оформляли согласие родителей на гостевые визиты детей в группы компенсирующей направленности, на проведение совместной деятельности с детьми c инвалидностью, некоторые родители с осторожностью отнеслись к нововведению. Но их опасения не оправдались. Они заметили изменения в своих детях, их отношение к детям с инвалидностью. При встрече на улице дети говорили «Это мой друг!».
Дети, не имеющие ограничений по здоровью, приобрели опыт взаимодействия, сопровождения. Включенность воспитанников с особыми потребностями в среду сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает их адаптационные возможности.

Модель формирования инклюзивной культуры у дошкольников
1.Родители (направления работы: анкетирование, родительские собрания, консультации)
Социальные партнеры (направления работы: проведение "Уроков Доброты")
Дети без инвалидности (направления работы: "Уроки Доброты":ознакомительные беседы, просмотр мультфильмов, презентаций, игры, через которые дети могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ, практикум по использованию технических средств и приспособлений, общение с человеком инвалидностью)
2.Взаимодействие с детьми с ОВЗ групп компенсирующей направленности
Взаимодействие с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике
3.Инклюзивные мероприятия разного уровня















Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым