Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10371
Тематика
Социализация
Название проекта
Формирование культурно-гигиенических и бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством пооперационных карт
Целевая группа
Педагоги дошкольных образовательных учреждений, дети с ограниченными возможностями здоровья , а так же нормотипичные дошкольники от 1.5 до 3 лет, родители.
Содержание проекта
Долгое время работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы сталкиваемся с трудностями в обучении детей социально-бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.В связи с особыми потребностями наших детей возникает проблема в усвоении и дальнейшем закреплении формируемых навыков, таких как одеваться, раздеваться, открывать кран, дверь и т.п. И основной задачей для нас является помочь ребенку с проблемами обрести максимально возможную независимость в удовлетворении своих жизненных потребностей и обслуживании самих себя. Хотелось бы поделиться своей педагогической находкой, которую мы используем при формировании у детей культурно-гигиенических и бытовых навыков, под названием пооперационная карта.Пооперационная карта представляет собор набор картинок, которые располагаются в определенной последовательности и являются визуальными стимулами для формирования того или иного навыка.
Целью использования пооперационных карт является формирование у ребенка с аутизмом четкой последовательности при выполнении каких-либо действий без непосредственной инструкции со стороны взрослого.Пооперационные карты для детей с аутизмом могут применяться как в специально организованных группах для детей с ранним детским аутизмом, так и в общеразвивающих группах детского сада, которые посещают аутичные дети.Данные карты рекомендуется использовать педагогам в течение всего времени пребывания ребенка в группе.Родители – неотъемлемая часть коррекционной работы с аутичными детьми. Поэтому целесообразно применение пооперационных карт не только педагогами в дошкольном учреждении, но и в семье.Очень часто родители аутичных детей жалуются педагогам, что не могут научить своих детей правильно одеваться, умываться, готовиться ко сну, собираться в детский сад и т.п., что им постоянно нужно напоминать детям каждый шаг.Все это происходит потому, что родители каждый раз учат ребенка тому или иному действию в разной последовательности, считая что это не столь важно.Однако эти ситуации приводят ребенка в растерянность и он не знает что же ему делать дальше. А запомнить порядок, например, одевания, не имея внутренней программы или визуальной схемы ребенку очень тяжело. Чтобы это не происходило, родителями также используются в воспитании и обучении своего ребенка пооперационные карты. Они размещаются в разных помещениях дома, где находится аутичный ребенок: в коридоре, на кухне, в спальне, в ванной комнате. Так, в коридоре помещают схему действий ребенка при сборе на улицу, отражающую последовательность одевания и раздевания, в детской комнате на шкафу - схему складывания одежды. На кухне располагают схему сервировки стола, в спальне - карту с последовательностью раздевания перед сном и одевания после сна, в ванной комнате – схему мытья рук, умывания лица, чистки зубов и тд. Благодаря такой карте ребенок четко знает, что будет происходить в следующий момент.Это способствует уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций.

Планируемые или полученные результаты
В ходе реализации нашего проекта данные карты применялись для 14 детей с расстройством аутистического спектра , посещающих дошкольное образовательное учреждение в течение дня, и для 10 детей группы кратковременного пребывания, а также для 30 детей до 3-х лет. В результате проделанной работы у детей общеразвивающих групп быстрее сформировались культурно-гигиенические навыки. У детей с РАС данные карты применялись в течение всего пребывания детей в ДОУ до выпуска их в школу. В группах кратковременного пребывания работа велась в комплексе с родителями, которые также разрабатывали карты для своих детей, отрабатывали и закрепляли формируемые навыки в домашних условиях. В результате проделанной работы у детей с РАС легче и быстрее формировались навыки, дети становились более самостоятельными и независимыми от взрослого. В 2017 году мы решили поделиться опытом нашей работы с педагогами города и края. Нами были проведены на городском и зональном уровне мастер-классы и семинары-практикумы по обучению педагогов изготовлению и применению данных карт.


Видеоролик с рассказом о проекте
×
  Будь первым
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым