Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10298
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Видимое невидимое"
Целевая группа
дошкольники 6-7 лет, родители обучающихся
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Многими педагогами, работающих данном направлении (Н. Н. Подьяков, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова и др) выделяется экспериментирование, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию дошкольников.
Использование современного цифрового интерактивного оборудования
(далее ЦИО) позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие познавательной активности ребенка, так как в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют развивают интеллектуальные, творческие способности, познавательную активность дошкольников в понимании окружающего мира, самостоятельном раскрытии его связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта, что очень актуально в детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
При развитии у детей познавательной активности неоценимую помощь оказывает семья. Родители помогают ребенку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для ее презентации другим. Но не всегда родители могут это делать правильно, с учетом возможностей самого ребенка. Поэтому мною ведется работа с семьей, в которую включены:
• консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях, работа детей с ЦИО, а так же ознакомление с правилами для взрослых, воспитывающих в детях познавательную активность;
• организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования, создание электронного альбома и презентации своего результата;
• подборка аудио- и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для прослушивания и просмотра в домашних условиях;
• привлечение родителей к пополнению коллекции объектов и веществ для экспериментирования и ведения наблюдений;
• участвуют в открытых мероприятиях по защите «научных» проектов детьми (либо в качестве аудитории, либо совместно с ребенком представляют и защищают проект)
Содержание Проекта состоит из семи разделов мини-проектов и включает в себя: «История создания микроскопа», «Растения под микроскопом», «Материалы и вещества», «Продукты питания», «Человек», «Животные», «Насекомые».
Содержание проекта
Данный проект реализуется в рамках инновационной деятельности детского сада по теме: «Создание единой информационно-образовательной среды ДОУ». В нашем детском саду для развития познавательной активности дошкольников в рамках НОД, кружковой ОД проводилась познавательно-исследовательская деятельность. С приобретением цифрового оборудования данная работа перешла на новый уровень.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательной активности детей подготовительной к школе группы посредством цифрового интерактивного оборудования.
Задачи:
1 формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей посредством ЦИО;
2 формировать навык обследования объектов, закреплять умения оперативно и четко получать информацию о новом объекте в процессе его практического обследования; формировать понимание того, что назначение и функции предмета зависят от его свойств и качеств;
3 создавать условия для устойчивой познавательной активности; формировать умение самостоятельно находить новые конструктивные решения, способствовать самостоятельному использованию действий для выявления скрытых свойств объектов; устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства;
4 создавать условия для овладения навыком работы с ЦИО, программным обеспечением;
5 способствовать реализации представлений, сформированных в ходе исследовательской деятельности; закреплять умение работать с различными материалами, веществами, используя для этого как традиционные инструменты для проведения исследований с помощью микроскопа, так и инструменты компьютерной программы.
6 поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Срок реализации проекта: 1 год, рассчитан на детей подготовительной к школе группы, реализуется ежегодно.
Проект «Видимое невидимое» рассчитан на 36 занятий в год (1 раз в неделю).
Занятия рассчитаны на подгруппу –5-6 человек.
Данный проект реализует воспитатель по экологии. Для работы по Проекту мною пройдены курсы «Использование цифрового интерактивного оборудования в работе с дошкольниками», а так же самостоятельно изучила методическую литературу и методические материалы в сети Интернет по использованию цифрового микроскопа.
В детском саду оборудована Лаборатория. Здесь в доступности и достаточном количестве находится оборудование:
Столы, стулья – по количеству детей;
Шкаф для хранения лабораторного оборудования;
Цифровые микроскопы (стационарный «Микромед Эврика» - 2 шт;
ручной микроскоп «Bresser» - 1 шт);
нетбук с программным обеспечением – 3 шт;
наборы и коллекции объектов, веществ для проведения исследования с помощью цифровых микроскопов;
сетевой фильтр;
пинцет-3 шт;
пипетки – 3 шт;
подложки-подносы – 3 шт;
иглы-зубочистки;
лупы – 6 шт;
набор оптических стекол разных по диоптриям;
листы бумаги для фиксации результатов;
карандаши
Планируемые или полученные результаты
В рамках работы по Проекту для более полной организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, развитие их познавательной активности, оборудована Лаборатория. В ходе реализации Проекта дети учатся работать малыми группами (работа в парах: один - на цифровом микроскопе, второй - в компьютерной программе. При этом самостоятельно договариваются, кто на каком оборудовании будет работать, какую работу будет выполнять, периодично меняются в выполнении работы); использовать материалы, вещества, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
Дети вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно учатся выделять и ставить проблему, предлагают варианты решения, проводят исследовательскую деятельность, выявляя скрытые строение и возможности объектов; работая в компьютерной программе, производить снимки и видеосъемку изучаемых объектов. Данные материалы подготавливаются и используются в оформлении результатов своей исследовательской работы для «научных» выступлений перед родителями и сверстниками.
В результате реализации Проекта у детей повысилась познавательная активность, они стали более любознательны. Дошкольники стали стремиться к самостоятельному познанию и размышлению посредством поисковой деятельности. Дети приобрели знания об исследуемых объектах, их свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами; более полное представление о многообразии окружающего мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; оценочное и критическое отношение к нему. Дошкольники овладели навыком работы с цифровым микроскопом, программным обеспечением.
В ходе работы с детьми по данному Проекту, мною замечено, что дети с большим желанием работают с цифровым микроскопом. В начале реализации проекта дошкольники стремились кроме плановых обследований объектов рассмотреть под цифровым микроскопом и объекты ближайшего окружения, уходя при этом от цели исследования. Для решения этой проблемы мною было выделено дополнительное время для удовлетворения детского интереса. В результате дошкольники стали более спокойны на ОД, меньше отвлекаться на посторонние объекты, достигая таким образом поставленной цели. Кроме того, у некоторых был страх работы с ЦИО (боязнь испортить, что- то сделать неправильно). Я подбадривала неуверенных детей, предлагала свою помощь или помощь сверстников, а затем просила их помочь своим товарищам. Со временем, приобретя опыт, дети уверенно сами стали оперировать с цифровым микроскопом и компьютерной программой.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым