Наверх

Проекты победителей летней школы

Заявка № 10104
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие эмоционального интеллекта
Название проекта
"Детский психологический театр для дошколят"
Целевая группа
Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Содержание проекта
По моим наблюдениям, в детский сад все чаще приходят дети, характеризующиеся малоэмоциональностью, не способные контролировать свои эмоции, действия, не умеющие выстраивать позитивные взаимоотношения с взрослым и сверстниками. Основываясь на идеях Л.С. Выготского, исследованиях Й.Б. Тайлакера, У. Визингера о зависимости успешности человека от коэффициента эмоционального развития, считаю развитие эмоционального интеллекта одним из значимых направлений детского развития. Практика моей профессиональной деятельности показала, что наиболее эффективным средством для развития эмоционального интеллекта, является детский психологический театр. С этой целью разработала проект «Детский психологический театр для дошколят». Он является долгосрочным, реализуется 2 года. Детский психологический театр – это метод групповой психологической помощи детям, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка в форме совместного творчества. Совместная деятельность в детском психологическом театре решает задачи осознания и контроля своих эмоций, развития способности взаимодействовать со сверстниками в детском коллективе, совершенствования игровых навыков, решения тех психологических проблем, которые возникли «здесь и сейчас» в конкретном детском коллективе. Реализация проекта предусматривает этапность. Организационный этап проекта был направлен на создание развивающей среды для проведения детского психологического театра. Идея создания среды - наполнение театра звуками, тактильными ощущениями, зрительными образами. Для этого придумала передвижной чемодан с атрибутами для детского перевоплощения, детскими музыкальными инструментами, портативной колонкой, тактильными куклами, незавершенными театральными масками и куклами, предметами-заместителями, материалами для творчества. Незавершенность атрибутов – отличительная особенность среды психологического театра. Ребенок сам выбирает то, что ему необходимо для завершения своего образа в соответствии со своим замыслом. Театр-чемодан многофункционален: его можно использовать как ширму, он имеет окно для обыгрывания сцен, зеркало для отработки эмоций. Практико-творческий этап – проведение игровых сеансов театра. , который состоит из приветствия для настроя на предстоящую деятельность, комплекса игр: на выражение и понимание эмоций, на невербальное общение, коммуникативных, телесно-ориентированных игр, совместного сочинения и постановки сказки или истории из жизни группы. Завершается сеанс групповым прощанием. Наиболее интересные детям игры и сказки «уходят» в группу. Для этого шоу-театр чемодан переезжает в групповое помещение. Воспитатели реализуют в группе «час сказки», когда дети рисуют свою собственную сказку в индивидуальном блокноте, записывают ее с помощью взрослого или пишущего сверстника, читают их в кругу. Это дает возможность педагогам (воспитателю, психологу) узнать об значимых переживаниях ребенка и служит основанием для планирования игрового сеанса театра.
Планируемые или полученные результаты
Проект реализуется 2 года и начинался с одной группы детей старшего дошкольного возраста. На данный момент детский психологический театр посещают 60 детей: 20 младшего, 20 среднего, 20 старшего дошкольного возраста. Мониторинг детского развития показал динамику в развитии: умение определять свои эмоции и эмоции сверстников – у 80 % детей; умение слушать сверстника – у 75% детей, умение договориться со сверстниками – у 58 % детей; умение положительно разрешить конфликт – у 42 % детей.
Качественное изменение в развитии эмпатийных качеств личности - у 90 % детей. Увеличение количества детей с адекватной самооценкой на 40 %, уменьшение количества детей с агрессией, повышенной тревожностью, мышечными зажимами – на 36 %. У 73 % детей появилась способность в любой момент включаться в состояние игры, готовности к импровизации.
Найдено единое смысловое поле по развитию эмоционального интеллекта у детей с воспитателями групп, решаем задачи в единстве, но разными средствами. Смысловое значение игровых сеансов психологического театра появляется из особенностей проживания ребенка в группе в среде сверстников, в то же время, интересные, «зацепившие» ребенка игры, сказки, ситуации повторно проигрываются в условиях группы.
Мы получили уникальный опыт развития детей дошкольного возраста, основанного на детском интересе и детской инициативе. Детский психологический театр – это то место, куда дети идут с удовольствием, где им интересно, где они увлеченно играют, где он может выразить себя. Среду, материалы, сюжет сказки дети создают сами.
Одним из слабых мест проекта является низкая включенность родителей. Презентация детского психологического театра была интересна родителям, но встречи с родителями, тренинги, показали низкую явку и неготовность родителей включиться в реализацию данного направления. На данный момент совместно с воспитателями ищем новые формы взаимодействия, позволяющие решить данную проблему.
Очередным шагом в развитии проекта стал момент, когда в психологический театр пришли неговорящие дети (дети с расстройствами аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с элективным мутизмом). Я столкнулась с проблемой установления контакта и взаимодействия с ними. Пробуя различные способы установления контакта, заметила, что дети всегда реагируют на эмоционального педагога. Параллельно изучала методологию физического театра Ричарда Хейхау, направленную на развитие эмоциональной сферы и невербальной коммуникации у детей с ОВЗ. Так у нас появился детский невербальный театр для детей с особенностями в развитии. Уже сейчас удалось собрать команду единомышленников из числа педагогов и родителей детей с ОВЗ, которые помогают мне проводить игровые сеансы в невербальном театре. Таким образом произошло расширение целевой группы за счет включения в проект детей с ОВЗ с 3 до 7 лет. На данный момент - это 10 детей со сложными множественными нарушениями в развитии.
Видеоролик с рассказом о проекте
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым