Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 986
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Весело играем, звуки, буквы изучаем!"
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми 4-7 лет с речевыми нарушениями.
Содержание проекта
Проект долгосрочный - рассчитан на три года (время пребывания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - средняя, старшая, подготовительная группы).
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Проект направлен на решение проблемы несформированности фонетико-фонематических средств языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: формирование у детей с речевыми нарушениями фонетико-фонематических средств родного (русского) языка, формирование предпосылок к обучению грамоте.
Задачи проекта: разработка и включение игровых приемов и технологий, направленных на формирование фонетической и фонематической сторон речи, формирование осознанного ориентирования в звуковом составе слова; развитие психологической базы речи: внимания, восприятия, памяти, мышления; закрепление навыков правильного звукопроизношения; формирование навыка слияния и чтения слогов и слов; активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование правильной грамотной связной речи.
Реализация проекта осуществляется на логопедических занятиях (подгрупповых и индивидуальных), в совместной деятельности воспитателей с детьми, в свободной игровой деятельности детей.
Реализация проекта предусматривает целесообразное и интегрированное использование игровых технологий, наряду с традиционными методами системы логопедического воздействия, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Вся работа - игра ведется поэтапно, последовательно.
На первом этапе формируется слуховое восприятие, умение различать не речевые и речевые звуки; умение сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи; узнавать людей по тембру их голоса; определять направление звука.
Формируются навыки элементарного анализа: выделение слова, как единицы речи, определение на слух длинное оно или короткое, деление на слоги по хлопку; знакомство с гласными звуками, и звуками раннего онтогенеза; выделение их из слов; определение наличия данного звука в слове; определение первого звука в слове, последнего звука в слове; нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). При этом все умственные действия формируются с опорой на материальные объекты в игровой деятельности.
На следующем этапе постепенно задания усложняются, слова подбираются с различной сложной слоговой структурой, изучаются более трудные для произношения звуки. Звуки обозначаются буквами. Так дети обучаются полному звуковому анализу слов любой структуры. Повышается их заинтересованность в коррекционных занятиях, улучшается усвоение материала, увеличивается речевая активность, повышается работоспособность, улучшаются нравственные и эстетические качества личности ребенка.
При реализации данного проекта учитываются общепринятые методики формирования фонетико-фонематических средств языка и обучения детей грамоте (Д.Б. Эльконина,Г.А. Каше,Т.Б. Филичевой,Г.В. Чиркиной,Н.В. Нищевой,З.Е. Агранович,Т.А. Ткаченко).
Условия реализации проекта
Реализовать данный проект могут специалисты - логопеды, учителя начальных классов, воспитатели - все, кто заинтересован в обучении детей грамоте, правильному звукопроизношению.
Для реализации проекта можно использовать как отдельные материалы, так и создание всего игрового поля и атрибутов.
Данное игровое пособие выполнено на металлическом магнитном листе размером 1700,00 х 1000,00 мм. На нем изображён город "Звукоград" с улицами (улица "Гласных", улица "Парных согласных", "Звонкая" улица, "Тихая" улица), различными по цвету домиками (красные, синие, зеленые), которые заселяют жители - Звуковички (изучаемые звуки). Все Звуковички (образы звуков) - круглые фишки на магнитах сшитые из фетра с глазками, разные по цвету (красные, синие, зеленые), разные на ощупь (твердые и мягкие), звенящие (с колокольчиком) и бесшумные. На каждый домик закрепляется буква (из фетра, на магните) после ее изучения. На игровом поле есть изображение лица девочки Кати, которая помогает познакомиться со звуками, определить их характеристику. У девочки Кати меняется положение губ, в зависимости от артикуляции звука (дополнительное изображение губ на магните), если звук звонкий, то появляется небольшой микрофончик (голос громкий), если звук глухой - Катя надевает наушники, и значок микрофона зачеркнут - значит голос не участвует, не слышен.
Есть изображение карусели, на которую крепятся на магнитах фишки - Звуковички, буквы и картинки, в зависимости от поставленной цели (слияние звуков, чтение слогов из букв, подбор слов на заданный звук или букву, или слог).
Также, есть изображение транспорта - поезд "Слоговик", состоящий из паровоза и трех вагонов с одним, двумя и тремя окнами-кармашками (количество слогов в слове) для картинок, изображений предметов; автобус "Звуковой" с тремя окнами, для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). В кассе "продают" билеты на поезд и автобус (схемы слов), согласно которым картинки - слова или Звуковички занимают свои места.
"Звуковая гусеничка" (для звукобуквенного анализа и синтеза слов) на травке изначально белая, закрывается листиком (из фетра на магнитах), затем открывает столько кружочков, сколько в слове звуков. Каждый "Звуковичок" садится на белый кружок и украшает гусеничку. Специальные бантики на магнитах отделяют одну часть (слог) от другой.
Планируемые или полученные результаты
В результате работы дети чётко различают на слух все звуки родного языка - гласные и согласные, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие; формируются навыки звукового анализа слов; нормализуется звукопроизношение; прочно усваиваются основы чтения и грамоты.
Увидеть эффективность данной разработки помогает речевое диагностирование детей в начале и в конце учебного года (по материалам Н.В. Нищевой).
Данный проект осуществляется мной уже третий год (начат в средней группе), у всех воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) отмечаются высокие показатели сформированности фонетико-фонематических средств родного языка и всех сторон речи.
Все используемые методы в проекте нацелены на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Такая целенаправленная комплексная работа, разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной игровой деятельности при обучении детей на разных этапах помогает успешному усвоению программного материала.
Видеоролик с рассказом о проекте