Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 983
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие познавательной и речевой компетентности
Название проекта
Проект: "Составление загадок: быстро и много"
Целевая группа

- дети старшего дошкольного возраста
- родители воспитанников
-специалисты ОО (учитель – логопед, педагог – психолог)
-партнеры: социальные институты (работники библиотеки).
Данный проект могут использовать педагоги дошкольных учреждений всех типов, начиная с младшего дошкольного возраста и учителя начальной школы, так же специалисты: учителя – логопеды, учителя – дефектологи, педагоги – психологи в коррекционно – образовательном процессе.
Считаем, наибольшая активность участия в проекте будет у детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте воспитывается сообразительность, догадливость, способность к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы, умозаключения, что необходимо для реализации проекта.
Содержание проекта
Реализация данного проекта рассчитана на учебный год и проходит через систему мероприятий по этапам (Модель реализации проекта представлена в видеоролике)
I этап – подготовительно – проектировочный Цель: определить основные направления работы; составить план проекта взаимодействия семьи, детского сада и социальных служб (библиотека)
Задачи: Разработать основные подходы по вопросам формирования речевой компетентности ребенка в детском саду, дома; Выявить потребности семьи и детей по данному вопросу; Создать необходимые условия для обучения. Подготовить материально-техническую базу.
Особая роль отводилась анализу и обобщению имеющегося опыта работы в учреждении по данной теме; психолого – педагогическому мониторингу с детьми и родителями, формированию мотивационной готовности родителей к участию в реализации проекта, разработке направлений работы, составлению дальнейшего плана проекта.
Цикл мероприятий: Составление плана проекта; Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта); Анализ и обобщение имеющегося опыта работы в учреждении по данной теме; Психолого – педагогический мониторинг с детьми и родителями; Формирование мотивационной готовности родителей к участию в реализации проекта; Разработка средств и форм реализации проекта; Выбор основных мероприятий; Определение объема и содержания работы для внедрения проекта; Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – практический Цель: провести мероприятия проекта по составлению загадок. Задачи: реализация цикла мероприятий с детьми и родителями по формированию речевой компетентности.
Проведены мероприятия с детьми и родителями через знакомство с историей возникновения загадок, моделями методик ТРИЗ, РТВ, А. А. Нестеренко.
На основе вышеупомянутых технологий, предложили свою модель с разными характеристиками.
Посещали мероприятия по программе «Цветик семицветик» в библиотеке. Пополняли знания об объектах, явлениях, предметах окружающего через разные виды детской деятельности, учитывали лексические темы, региональный компонент, интересы, потребности детей.
Параллельно с работой по обучению детей составлять загадки проводились различные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, выпуск газеты, КВН и др.
Продукт: Перспективный план, модели загадок, фотоотчет.
III – обобщающе – результативный (заключительный) Цель: обобщение полученного опыта. Задачи: формулирование выводов.
Обобщили и представили материалы, оценили результаты работы, наметили пути дальнейшей работы. На основе совместных авторских загадок детей и родителей создали «Альбом загадок», методические рекомендаций. Материалы проекта представили родителям воспитанников, педагогам ДОУ, провели КВН между детьми старшего дошкольного возраста.
Работа по данному проекту циклична: по результатам последнего этапа (III) цикл работы повторяется на новом уровне, обновляя тему, содержание объектов для загадывания, расширение категорий, возраст участников.
Условия реализации проекта
•Специалисты, реализующие проект: воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог. Партнеры: социальный институт (библиотека)
•Специальное дополнительное обучение для реализации проекта необходимо: консультации, мастер класс, наглядная информация, брошюры и др. активные формы со всеми участниками по составлению модели загадок
Основной материал: предлагаются модели для загадок с обозначенными категориями (на начальной стадии обучения) или без категорий (совместно определяем по ходу деятельности). Для разных загадываемых объектов выделяются свои категории. Чем больше категорий, тем больше получится загадок. Для детей схематично зарисовывали предметы и объекты, а умеющим читать и писать, записывали начальную букву. Ознакомиться можно на сайте http://terenteva.ucoz.ru В начале работы было проведено обследование по выявлению умения отгадывать и составлять загадки у детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на психолого – педагогические исследования О. С. Ушаковой, Л. С. Выготского, Л. А. Венгер в области речевого и познавательного развития, результаты анкетирования и беседу с родителями, разделы программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, совместно с педагогом- психологом и учителем – логопедом, разработали диагностический инструментарий.
Методы обследования: беседы, наблюдения
Цель – выявление уровня познавательно – речевой активности у детей старшего дошкольного возраста
Гипотетически определили показатели познавательно и речевой активности:
• включенность ребенка в решение поставленной задачи и умение выйти за пределы ситуации, понять суть причины происходящего
• сформированность словарного запаса, уровня развития связной речи, грамматического строя речи
Задание №1
Цель - выявить уровень умений детей узнавать загадку среди произведений других жанров
Ход: Детям были прочитаны небольшие стихи (потешки, поговорки..) и загадка. «Одинаковые произведения? Чем отличаются произведения? Есть ли загадка? Почему»
Задание №2
Цель - определить уровень умения детей выделять признаки и свойства предметов и явлений
Ход: детям предлагаются картинки с изображением (животных, игрушек, посуды и прочее), необходимо ответить на вопрос: Какая? Какое?... по форме, цвету, размеру
Задание №3
Цель – определить уровень умений отгадать загадку и объяснить отгадку.
Ход: зачитываем загадку и просим отгадать
Задание №4
Цель: определить уровень умений сравнивать предметы между собой, находить между ними общее и различное
Ход: детям предлагаются тематические картинки, необходимо ответить на вопрос: Чем похожи? Чем отличаются?
Задание №5
Цель: определить уровень умений детей сочинить загадку самостоятельно Ход: детям предлагается сочинить загадку по картинке
Задания оценивались: справился/вызвало затруднение
По результатам составили сравнительную диаграмму до и после обучения
Родителям воспитанников была предложена анкета на умению отгадывать и составлять загадки, собеседование
Планируемые или полученные результаты

•Вначале определили ожидаемые результаты: повышение уровня речевой и познавательной компетентности детей через создание условий по речевой деятельности; расширение и углубление опыта старших дошкольников и родителей по вопросу составления загадок; формирование знаний и умений составлять загадки об объекте по одной схеме быстро и много; преодоление пассивности родителей путем тесного взаимодействия с педагогами, специалистами ДОУ по данному вопросу и активного включения в совместную деятельность с детьми
Предположили оценку результатов проекта: сформированность у детей широкого спектра описания о загадываемом объекте, быстрота и многозначность составленных загадок, вовлечение родителей в проект сформирует образ «активного родителя», способного осознанно относиться к получению знаний и умений в вопросах обучения детей составлять загадки
Количественные показатели:
-количество родителей, принявших участие в проекте, количество «активных родителей»- кол -во/кол - во(чел)
-количество мероприятий (среднее), в которых приняли участие родители –кол - во (мероприятия)
-количество детей, принявших участие в проекте, количество детей, обладающих опытом составления загадок –кол -во/кол –во (детей)
Качественные показатели:
-показатели речевого развития детей (лексической, грамматической, фонетической, диалогической и монологической стороны речи)
-показатели социального развития личности родителей (изменение позиции «родитель» на позицию «активный родитель»)
-методические инновационные материалы (модели загадок: доступность, содержательность, соответствие лексической тематики, возраста
Полученные результаты: все дети отличают загадку от других литературных жанров, выделяют признаки и свойства предметов и явлений, сравнивают предметы между собой, находят между ними общее и различное. Большинство детей могут самостоятельно сочинить загадку, используя схему, представляя объект как совокупность элементов и как часть чего – то большего
У детей расширился и обогатился словарный запас, разные стороны языка. В связи с чем, в ходе самостоятельной деятельности по составлению загадок диалогическое общение детей достигло высокого уровня: не перебивают собеседника, выслушивают, поправляют, дополняют высказывания. Данный показатель является важным фактором высокого уровня умственного развития детей
Итог всей работы: повышение уровня речевой и познавательной компетентности детей; расширение и углубление опыта детей и родителей по вопросу составления загадок; формирование знаний и умений составлять загадки об объекте быстро и много; применение полученных знаний в самостоятельной деятельности; преодоление пассивности родителей путем тесного взаимодействия с педагогами, специалистами по данному вопросу и активного включения в совместную деятельность; создание альбома с загадками на основе авторских загадок детей и родителей; разработка методических рекомендаций
Работа с детьми и родителями взаимосвязана, обеспечивая непрерывность воспитания и образования
Видеоролик с рассказом о проекте