Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 969
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Исследовательский проект
Название проекта
Исследовательский проект по психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста «Дорога добра».
Целевая группа
Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, мы рассматривали эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.
Коррекционно – развивающие мероприятия, осуществляемые в рамках работы над проектом, способствовали полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и преследовали цели абилитации и реабилитации детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с выраженными признаками агрессивного деструктивного поведения).
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта, явились: воспитанники групп старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители), воспитатели групп и специалисты службы ППМС сопровождения: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования.
В реализации программы приняло участие 125 человек: 40 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 75 родителей, 10 педагогов.
Количественный показатель участия детей в процессе реализации проекта оставался стабильным. В начале эксперимента участвовало - 40 детей (100%), на конец – 40 детей (100%); родителей в начале эксперимента – 75 (100%), в конце- 75 (100%). Количество участия педагогических кадров стабилен: в начале эксперимента и в конце - 10 педагогов (100%).
Содержание проекта
Опыт представлен в виде исследовательского проекта по психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Направленность проекта: коррекционно-развивающий, практико-ориентированный.
Масштаб реализации проекта – групповой.
По срокам реализации – долгосрочный.
Цель работы по проекту: совершенствование психолого-педагогической работы учреждения по снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста через комплексное воздействие на участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
Овладение детьми старшего дошкольного возраста приемами конструктивного выражения агрессии, снижения неконтролируемых агрессивных импульсов является крайне актуальным, поскольку представляет собой компоненты психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный, регуляторный.
Разработанный проект по психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста включает цель, основополагающие ориентиры, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, функции, формы, методы, критерии оценки, предполагаемый результат деятельности.
Использовали следующие формы работы:
С детьми: подгрупповые занятия, разыгрывание этюдов и сценок,проведение арт-терапевтических упражнений, психологических игр.
С родителями: встречи в психологической гостиной, родительские собрания, совместные детско-родительские занятия, семинары - практикумы, индивидуальные консультации.
С педагогами: семинары-практикумы, встреча в психологической гостиной (занятия с элементами тренинга), деловая игра, консультации.
В рамках реализации данного проекта пришли к выводу, что успешная социализация (как следствие снижения уровня агрессивности) происходит при следующих организационно-педагогических условиях:
- организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов совместной деятельности;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка;
- осуществление систематизации средств и методов коррекционно - развивающей деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.
Педагогический опыт построен по принципу коррекционно-развивающего обучения средствами игровой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий: элементов психогимнастики, релаксации, арттерапии(изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии), позволяющих сохранять и укреплять психофизическое здоровье, расширять представления детей о мире человеческих эмоций, помочь ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах других людей и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Условия реализации проекта
Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Требования к кадровому обеспечению:
Укомплектованность дошкольного образовательного учреждения квалифицированными педагогическими кадрами: наличие в штатном расписании ставки педагога – психолога.
Требования к материально – техническому обеспечению:
1. Наличие отдельного помещения, соответствующего санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, для организации коррекционно - развивающих мероприятий (индивидуальных, подгрупповых и групповых (20 человек)).
2. Оснащение кабинета:
- мультимедийное оборудование;
- компьютер;
- магнитофон;
- центр песка и воды;
- оборудование сенсорной комнаты.
3. Наличие необходимого инвентаря, дидактических пособий (атрибутов для игр, фонотеки и т.п.).
Учебно-методическое обеспечение:
1. Тренинговая программа Крюковой С.В. «Давайте жить дружно!»
2. Программа Шиманович Ю. С. «Добро пожаловать в сказочный мир».
3. Программа Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
4. «Психогимнастика в детском саду», Алябьева Е.А.
5. Психологические рисуночные тесты, Венгер А.Л.
6. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Планируемые или полученные результаты
В результате реализации проекта «Дорога добра» дети экспериментальной группы с агрессивным поведением овладели коммуникативными навыками, у них сформировалась способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свои эмоции социально приемлемым способом, адекватное отношения к себе и другим, повысилась самооценка.
Привлечение родителей к совместной работе способствовало осознанию родителями взаимосвязи между собственными коммуникативными установками и их воздействием на эмоционально – волевую сферу ребенка. Результатом познания родителями особенностей психологии детей старшего дошкольного возраста, существующих у них уровней регуляции своего поведения (психологического, физиологического, поведенческого), обучения адекватным приемам общения с ребенком стала гармонизация отношения взрослых и детей. У родителей расширился опыт позитивного взаимодействия с ребенком.
Работа с педагогическим коллективом с использованием разнообразных форм деятельности (теоретических семинаров, семинаров – практикумов, занятий с элементами тренинга, деловых игр, консультаций) способствовала повышению уровня компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения, овладению и использованию ими в ежедневной деятельности навыков психологической саморегуляции, формированию и поддержанию эмоционального комфорта в группе детского сада, стимулированию педагогами развития положительных качеств личности ребенка.
Совершенствовалась предметно-пространственная, развивающая среда (пополненна игрушками для отреагирования деструктивного эмоционального состояния, материалами и оборудованием для продуктивной деятельности; приведенны в соответствие объекты предметно – развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования).
Разработан комплекс коррекционно – развивающих, профилактических мероприятий по снижению агрессивности детей дошкольного возраста.
Оценка новизны педагогического опыта в прикладном плане:
В ходе реализации проекта были изготовлены:
1) атрибуты для игр: пиктограммы, маски;
2) пособия: «солнышко – мирилка», «зонт дружбы», подушки для битья, «мешок со страхами».
3) Оформлена игротека для коррекционной работы по проблемам эмоционально - личностного развития ребенка.
4) Разработана картотека игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
5) Оформлены информационные стенды, созданы видеоконсульации для воспитателей и родителей по проблемам эмоционального развития детей.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная в рамках проекта программа по снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста, эффективность которой была доказана опытным путем, может быть использована педагогами-психологами ДОУ, воспитателями, родителями. Она успешно применяется в нашей работе и по сегодняшний день.