Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 960
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности детей раннего дошкольного возраста не посещающих ДОО в формате семейного игрового центра «Вместе».
Целевая группа
Целевая группа: родители и дети, не посещающих ДОУ в возрасте 1,3 г.– 1,6 г. (1 группа – 10 детей и родителей) и 1,6 г. - 1.9 г. (2 группа - 10 детей и родителей), а также дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (в каждой группе 1 – 2 ребенка. Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети: с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями)).
Содержание проекта
Данный проект реализуется в формате семейного игрового центра «Вместе» на базе МБДОУ № 244. Особенность семейного игрового центра заключается в том, что содержание образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию социальной и музыкальной компетентности детей раннего дошкольного возраста может реализовываться посредством интеграции деятельности специалистов ДОО: педагог – психолог, музыкальный руководитель, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, воспитатель. Результатом интегрированной деятельности музыкального руководителя в формате семейного игрового центра является развитие эмоциональной сферы малышей, их музыкальных способностей, эстетических проявлений. Посредством реализации этого проекта решаются следующие задачи: повышение доступности и качества образования для детей раннего дошкольного возраста посредством создания в ДОО условий. обновление содержания и технологий, обеспечивающих формирование социальной и музыкальной компетентности детей от 1 года 3 мес. до 2 лет в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья; поддержка родителей в музыкальном развитии детей, вовлечение семей в образовательную деятельность по музыкальному развитию; организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам музыкального развития детей раннего дошкольного возраста; повышение культурного и педагогического уровня семьи и ее воспитательного потенциала в вопросах приобщения малышей к овладению элементарными нормами и правилами поведения. Образовательная деятельность организуется с сентября по май, 1 раз в неделю, с 17.00 – 18.00, 18.00 – 19.00. Длительность образовательной деятельности в центре составляет от 40 до 45 минут. Образовательная деятельность включает следующий комплекс 5 образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие». В первой части музыкальный руководитель организует игровые упражнения для приветствия друг друга, создания эмоционально-положительного настроения у детей и взрослых.
«Познавательное развитие». Педагог организует слушание детьми сказки, стихотворения, предлагаю обыграть его содержание, привлекаю детей и родителей к совместной разнообразной деятельности по знакомому содержанию.
«Художественно – эстетическое развитие (музыка)». В этой части применяются музыкальные фрагменты, элементы танцев, которые помогают малышам переключиться от познавательной деятельности к музыкальной, досуговой.
«Физическое развитие». Эта часть предполагает комплекс простых двигательных упражнений, в процессе которой у малышей развиваются физические качества, закрепляю с детьми название частей своего тела.
«Художественно – эстетическое развитие (Художественное творчество)».
Содержание этой части направлено на организацию творческой деятельности детей. Совместно с родителями дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией. Проект обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста.
Условия реализации проекта
Условиями реализации данного проекта является:
создание равных возможности для детей, не посещающих ДОУ, имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОУ;
ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способностей;
В реализации содержания данного проекта в условиях семейного игрового центра участвуют музыкальные руководители дошкольного учреждения, имеющие первую и высшую квалификационную категорию.
Образовательная деятельность осуществляется в музыкальном зале в вечерний отрезок времени. Требования к материально-техническим условиям включают наличие помещений для пребывания детей в дошкольном учреждении, показатели противопожарной безопасности, освещенности. Среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. Жизненное пространство должно давать детям возможность свободно
заниматься разными видами деятельности. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Это обеспечивается комплексностью и многообразием материалов и оборудования.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности осуществляется посредством следующего диагностического инструментария: комплекс методик для обследования музыкального развития ребенка третьего года жизни (на основе психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста: Л. А. Федорович, О. В. Гнета, И. В. Макаренко,), направленная на выявление интереса ребенка к занятиям музыкой, к овладению элементарным интонационно-слуховым опытом, к умению слушать песни, подпевать слова, способности ребенка активно двигать конечностями во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения. Выявить повышенный интерес ребенка к приемнику, телевизора, магнитофона как источников разнообразной музыки, способность ребенка проявлять яркие эмоции при общении с близкими, пользоваться при этом эмоционально окрашенной языке и с воодушевлением относиться к развлечениям (поздравление с днем рождения – хоровод);«Определение воспитательских умений у родителей, имеющих детей раннего возраста» (Авторская разработка, на основе анкеты Ткачевой В.В. );
Для реализации проекта используются следующие технологии и пособия:
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. - М.: ВАКО, 2006.Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Планируемые или полученные результаты
За период реализации данного проекта с 2011г. по 2017г. семейный игровой центр посетило 184 семьи, и были получены следующие результаты:
дети проявляют интерес к окружающим предметам, стремятся активно действовать с ними; эмоционально «включены» в действия с игрушками и предметами, проявляют настойчивость в достижении результата;
стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях;
проявляют интерес к сверстникам; наблюдают за их действиями, воспроизводят их;
проявляют интерес к восприятию художественной литературы и фольклора (стихи, песни, сказки), стремятся выполнять движения под музыку; способны эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Видеоролик с рассказом о проекте