Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 950
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Название проекта
"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
Целевая группа
Воспитанники подготовительной к школе группы (возраст 6-7 лет).
В реализации проекта участвовали следующие специалисты:
воспитатели группы, учитель-логопед, воспитатель физического развития, воспитатель по изобразительной деятельности, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Родители воспитанников.
Содержание проекта
Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развить чувство ритма детей с использованием нетрадиционных форм, методов и приемов в различных видах детской деятельности.
Совершенствовать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
Создать систему игр, упражнений на развитие чувства ритма для использования воспитателями и специалистами в различных режимных моментах.
Реализовать цикл занятий по теме проекта.
Пополнить предметно-пространственную среду ДОУ новыми пособиями, играми, атрибутами по развитию чувства ритма для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
Провести заключительное мероприятие.
Обобщить практический и теоретический опыт в ходе своего проекта.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, специалисты, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: 1 учебный год
Подготовительный этап: Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта. Подбор и изучение методической литературы педагогов-новаторов ( Т.Тютюнниковой, И.Новоскольцевой, И.Каплуновой, А.Бурениной, М.Картушиной, Т.Девятовой). Участие в вебинаре Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование».
- Анализ имеющейся предметно-пространственной среды и перспектив её развития.
- Мониторинг. К началу учебного года были определены критерии диагностики музыкально-ритмических движений и чувства ритма у детей. Основной метод – наблюдение. Воспитатели совместно с учителем-логопедом провели диагностику уровня развития речи детей группы. Другие специалисты (воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по физическому развитию) также провели диагностику. Далее были определены цели и задачи совместной работы, составлен план работы с родителями на год.
Основной этап: Подбор материала для обогащения исходной развивающей среды. Работа по следующим направлениям: музыкально-дидактические игры, хороводы и хороводные игры, логоритмика (речевые игры, ритмопластика, игры с инструментами, палочками, предметами-заменителями), моделирование.
Апробация, внедрение эффективных нетрадиционных форм, способов, методов и приемов работы по развитию чувства ритма совместно с воспитателями.
Работа с родителями.
Заключительный этап: На третьем этапе совместно со специалистами был проведен итоговый мониторинг по следующим критериям: чувство ритма, движения, речь. В конце учебного года были проведены контрольные занятия, в ходе которых с целью диагностики предложены детям различные упражнения, музыкально-дидактические игры, задания, позволяющие отследить результаты проведенной работы по развитию чувства ритма. Проведено итоговое мероприятие с участием детей и родителей - Музыкальная гостиная "В гостях у Короля Ритма".
Проект был представлен на педагогическом совете ДОУ и признан эффективным и результативным.
Данный проект необходимо использовать для повышения эффективности деятельности педагогов в совокупности с другими методиками.
Условия реализации проекта
В реализации проекта участвовали следующие специалисты: воспитатели группы, учитель-логопед, воспитатель физического развития, воспитатель по изобразительной деятельности, старший воспитатель, музыкальный руководитель. Все специалисты занимались разработкой критериев диагностики, основной метод - наблюдение, а также тесты, различные методики. Были подобраны и апробированы упражнения, музыкально-дидактические игры, задания для проведения диагностики по всем видам музыкальной деятельности. Наблюдался рост интереса детей к занятиям в танцевальном кружке, занятиям в оркестре, к теме проекта. Воспитатели совместно с учителем-логопедом провели диагностику развития речи детей по следующим критериям: пересказ, рассказывание, навык публичного выступления, выразительность и ритмичность речи. Воспитатель по изобразительной деятельности диагностировал умение детей составлять композиции, орнаменты. Воспитатель по физическому развитию диагностировал умение детей качественно и ритмично выполнять основные виды движений. Необходимым условием работы является активное участие родителей воспитанников. Большое значение в работе над проектом уделялось развитию, пополнению предметно-пространственной развивающей среды группы - это нетрадиционное оборудование, инструменты и их заменители, музыкально-дидактические игры, картотеки, фонотека, иллюстрации, способствующие развитию интереса детей. Сравнительный мониторинг в начале и конце учебного года показал, что у 45% детей сформировано чувства ритма, 33% детей показали повышение уровня развития чувства ритма.
Таким образом, проведенная работа повысила результативность воспитательно-образовательного процесса. Условия, созданные для комплексного развития чувства ритма детей, а также привлечение родителей воспитанников в процесс обогащения общими музыкальными впечатлениями и расширения их музыкального опыта, способствовали развитию чувства ритма. Разнообразие форм (логоритмические занятия, выход в группу музыкального руководителя, хороводные игры на прогулке, индивидуальная работа, пальчиковые игры в режимные моменты, музыкальная зарядка, музыкотерапия, семейный клуб любителей музыки и др.), методов и приемов, используемых в повседневной работе всеми специалистами, способствовали повышению интереса, самостоятельности, творческой активности детей к различным видам музыкальной деятельности.
Условиями реализации проекта являются: - повышение компетентности педагогов;
- личностно-ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога к деятельности детей , их творчеству;
-использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей; -индивидуальный подход к каждому ребенку;
-создание развивающей предметно-пространственной среды (эстетичность пособий, игр, доступность инструментов, атрибутов, возможность самостоятельной деятельности);
-заинтересованность родителей в развитии своего ребенка.
Совместная и систематическая работа привела к хорошим результатам.
Планируемые или полученные результаты
Предполагаемый продукт проекта:
- Разработана система музыкальных и логоритмических занятий по теме проекта.
- Систематизирован иллюстрированный, раздаточный, наглядный материал по теме проекта.
- Проведено заключительное мероприятие – музыкальная гостиная «В гостях у Короля Ритма».
- Разработаны рекомендации для воспитателей и специалистов по повышению педагогической компетентности в вопросе формирования чувства ритма у детей.
- Составлен примерный годовой перспективный план проведения музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма детей.
- Проведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами, играми, пособиями и картотеками.
- Организована выставка «Детские музыкальные инструменты-самоделки и их заменители» (самоделки руками детей и их родителей).
- Разработан "Перспективный план консультаций для родителей", представлены рекомендации для родителей.
- В ДОУ работает Семейный клуб любителей музыки "Добрый вечер".
- Детский оркестр "Звук-волшебник"в ДОУ.
Ожидаемый результат:
Совершенствование чувства ритма детей.
В практику воспитателей и специалистов внедрены нетрадиционные игры, упражнения, пособия и атрибуты по развитию чувства ритма у детей.
Развитие чувства ритма повлияло на развитие речевой активности детей.
Обобщен опыт работы по теме проекта и трансляция педагогическому сообществу.
Проведенная работа повысила результативность воспитательно-образовательного процесса.
Итогом работы стал Детский оркестр «Звук-волшебник», который посещают 10 детей подготовительной группы ДОУ. Программа дополнительного образования адаптирована к условиям нашего ДОУ, модифицирована, апробирована, имеет лицензию.
Увеличилось количество детей, занимающихся в танцевальном кружке и в оркестре.
Семейный клуб любителей музыки "Добрый вечер" приобрел популярность у детей и их родителей.
Перспектива: Итоги работы над проектом показали значимость проведенной работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Работа над проектом будет продолжена на базе группы детей с ограниченными возможностями здоровья с дополнением организаторов проекта (педагог психолог, учитель-дефектолог), содержание проекта будет дополнено. Согласно принципам "орфовской педагогики" - тема проекта актуальна в настоящее время.
-Креативность–сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
-Синтез музыка-движения-речь, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку возможность самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
-Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
-Оздоровление. Реализация лечебно-оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей. Проект послужит отправной точкой для дальнейшего использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с дополнением содержания и привлечением специалистов (психолог и учитель-дефектолог)
Видеоролик с рассказом о проекте