Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 926
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Растем вместе
Целевая группа
1. Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 127». Возраст: от 4 до 7 лет. Количество: 75 детей.
2. Воспитанники бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» (БУ СО ВО « РЦ «Преодоление») (г. Череповец). Возраст: от 4 до 10 лет. Количество: 15 детей.
3. Педагоги и специалисты МБДОУ «Детский сад № 127».
4. Родители детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Количество: 15 чел.
5. Родители воспитанников ДОО. Количество: 90 чел.

В данном проекте участвовали дети с диагнозом:
-детский церебральный паралич.
Содержание проекта
Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство ОО требует конкретных изменений в сознании родителей и педагогов, которые нередко настороженно относятся к идеям инклюзивного образования и частично ограничивают пространство взаимодействия нормотипически развивающихся детей и детей с ОВЗ. Следствием этого является низкий уровень социальной культуры детей, неумение взаимодействовать с «необычным» сверстником в процессе совместного общения, игровой и творческой деятельности. Презентация проекта -см. файл 2.
Задачи проекта:1. Формирование у дошкольников представлений о людях с ОВЗ. 2. Развитие положительно-направленной активности в общении с детьми с ОВЗ.
Опыт реализации проекта показал, что наиболее эффективно решение данных задач начинать со среднего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта. I этап- подготовительный. Задача: расширение представлений о морально-этических нормах и правилах, позволяющих выстраивать доброжелательные отношения с разными категориями людей. Были разработаны тематические циклы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, которые проводятся ежемесячно в специально организованной образовательной и совместной деятельности педагога с детьми. Каждый тематический цикл включает занятия, беседы, ситуации-разговоры, смарт-модели, совместное творчество.Перспективные планы тематических циклов для детей среднего и старшего дошкольного возраста представлены в файле 2, с.23-30.
II этап: деятельностный (включение детей с ОВЗ в группу нормотипически развивающихся сверстников). На данном этапе создаются условия для накопления воспитанниками ДОО и детьми с ОВЗ опыта совместного общения и взаимодействия в игровой и творческой деятельности. Последовательность организации совместных мероприятий: -ознакомительные (знакомство детей друг с другом), -досугово-развлекательные (развитие стремления участвовать в системе социальных коммуникаций), -совместные мероприятия на городском уровне. Алгоритм проведения совместных мероприятий: 1 часть: организованные взрослыми игры на сближение детей друг с другом, 2 часть – игровая деятельность детей.
III этап – аналитико-прогностический, где осуществлялась оценка результатов деятельности на основе следующих критериев:развитие у воспитанников ДОО активности и инициативности в общении со сверстниками;развитие у воспитанников ДОО положительно-направленной активности по отношению к детям с ОВЗ.
Резюме: Проект «Растем вместе» реализуется в ДОО в формате инновационного проекта с 2009 года. . Проект можно рассматривать как самостоятельную технологию развития у дошкольников положительно-направленной активности и адекватного восприятия сверстников с ОВЗ.Проект может быть реализован в ДОО, осуществляющих образовательную деятельность по разным ООП дошкольного образования.
Условия реализации проекта
Основными условиями реализации проекта выступают: 1. Наличие у педагогов компетенций, необходимых для образовательной работы в инклюзивном пространстве ДОО. 2. Принятие идей инклюзивного образования родителями нормотипически развивающихся дошкольников.3. Построение системы профессиональных взаимодействий со стейкхолдерами для расширения пространства позитивной социализации детей с ОВЗ (файл 2, с.17-20).
В соответствии с выделенными условиями нами были определены три направления по их реализации: 1 направление – Работа с педагогами. Профессиональное развитие педагогов обеспечивает методическая служба ДОО. Задачи:1. Формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для воспитания у дошкольников положительного отношения к сверстникам с ОВЗ. 2. Формирование у педагогов ДОО компетенций, необходимых для работы с детским коллективом в условиях инклюзивного пространства. 3. Создание условий для принятия педагогами ДОО идей инклюзивного образования.
2 направление – Работа с родителями. Субъектом изменений выступает педагог-психолог ДОО. Задачи:1. Воспитание у родителей доброжелательного отношения к совместному общению нормотипически развивающихся детей и детей с ОВЗ.2. Создание условий для принятия идей инклюзивного образования родителями здоровых дошкольников.
Для повышения педагогической компетентности родителей педагогами и специалистами ДОУ активно использовались следующие формы работы:семейное консультирование, детско-родительские занятия,семейно-ориентированная психотерапия
3 направление – Работа со стейкхолдерами. Реализацию данного направления обеспечивает руководитель ДОО. Задача: 1.Содействовать расширению взаимодействия между различными учреждениями, заинтересованными в развитии разнообразных форм социализации детей с ограниченными возможностями. Нами была разработана модель взаимодействия с БУ СО ВО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление», которая включает три блока:организационный,программно-структурный, содержательный (файл 2, с.20).
Материально-техническое обеспечение. Все помещения ДОО оборудованы необходимыми материалами, соответствующими современным требованиям. Наличие технических средств облегчает проведение таких форм работы как: интреактивные экскурсии, виртуальные встречи с друзьями, проведение обучающих семинаров, презентаций для педагогов и родителей.
Методическое обеспечение:1. Перспективные планы тематических циклов для детей среднего и старшего дошкольного возраста для расширения представлений о людях с ОВЗ (файл 2, с.23-30). 2. Картотека игровых приемов по формированию доброжелательных отношений между детьми. 3. Алгоритм организации и сценарии совместной деятельности нормотипически развивающихся детей и детей с ОВЗ (файл 2, с.14-15). 4. Модель взаимодействия со стейкхолдерами (файл 2, с.20).
Планируемые или полученные результаты
Диагностический инструментарий
Для оценки эффективности проведенной работы мы разработали диагностическую программу в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Программа предназначена для трех возрастных групп: средней, старшей, подготовительной.
Методы сбора информации: наблюдение, метод экспертной оценки.
Источник: самостоятельная разработка.
Педагогам групп (индивидуально) предлагалось оценить детей своей группы по следующим характеристикам: инициативность; активность.
Для каждой характеристики были разработаны показатели.
• Инициативность диагностировалась по следующим показателям:
- стремление воздействовать на самого себя;
- самостоятельная организация занятия или игры;
- самостоятельность в принятии решений, деятельности;
- самостоятельность в совершении поступков.
• Активность диагностировалась по следующим показателям:
- принятие участия в жизни группы д/с;
- стремление к осуществлению своих идей и привлечение к этому сверстников и взрослых;
- высказывание идей, предложений.
Для педагогической оценки положительно-направленной активности использовался следующий метод сбора информации: наблюдение в игровой деятельности за взаимодействием детей старшего дошкольного возраста с детьми, имеющими ограниченные возможности, оказание посильной помощи ребенку с ОВЗ.
Цель наблюдения: выявить у дошкольников умения поддерживать доброжелательные взаимоотношения и достигать взаимопонимания в условиях совместной деятельности с детьми с ОВЗ.
Каждый показатель оценивался в баллах:
0 – признак не выражен, никогда;
1 – признак выражен в средней степени, иногда;
2 – признак выражен, часто.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты (файл 2, с.16):
у воспитанников ДОО:
-расширение знаний о людях с ОВЗ;
-расширение представлений о морально-этических нормах и правилах, позволяющих выстраивать доброжелательные отношения с разными категориями детей;
- положительная динамика в развитии активности , инициативности воспитанников ДОО по отношению к детям с ОВЗ в условиях совместного общения и взаимодействия (% детей с высоким уровнем развития социальных качеств: в 2014 г. - 36 %, 2017 г. -58 %) .
у детей с ОВЗ:
- устойчивое желание и потребность совместного общения с нормотипически развивающимися сверстниками в едином социальном пространстве;
-уменьшение замкнутости, отчужденность и эмоциональной закрытости.
у педагогов:
- повышение у педагогов уровня сформированности компетенций, необходимых для формирования у воспитанников ДОО доброжелательных отношений к сверстникам с ОВЗ и работы с детским коллективом в условиях инклюзивного пространства.
у родителей:
-отмечаются устойчивые тенденции в принятии идей инклюзивного образования;
-родители видят и приветствуют результаты совместного общения нормотипически развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Видеоролик с рассказом о проекте