Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 922
Тематика
Другое
Тематика (другое)
развитие исследовательской, поисковой активности дошкольников
Название проекта
"Лети с приветом, вернись с ответом!"
Целевая группа
Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, узкие специалисты, представители социальных институтов города. В процессе работы над проектом совместно с детьми и родителями изучаются культура и традиции Новгородского края. Поисковая активность – естественное состояние ребёнка, когда он готов познавать мир, поэтому особых критериев ограничения нет.
Содержание проекта
В основе проекта лежит исследовательская,поисковая деятельность. Новизной является «исследовательское обучение»-особый подход к обучению,построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Современное общество нуждается в активной личности,способной к самореализации,к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира,тем самым обеспечивает готовность к обучению в школе. В этом заключается значимость моего проекта.
Цель проекта–поддержать естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира,помочь социализироваться в современном мире через реализацию педагогических технологий проблемного обучения.
Основные задачи - сделать обучение развивающим, повысить уровень организации познавательной деятельности, способствовать развитию у дошкольников любознательности, учить детей проводить исследовательские действия, формировать умение самостоятельно ставить задачу и решать её, формировать коммуникативные и социальные качества для активного общения со сверстниками.
Проект–исследовательский, познавательный, творческий.
Период–долгосрочный.
1 этап–«Мотивационно-подготовительный» Цель–создать познавательную задачу.
Педагогические действия-познакомить с понятиями «географическая карта»,«электронная почта», графическими обозначениями на карте морей, рек, озер, городов, областей, рассказать о разных регионах и народах России, познакомить с историей возникновения писем и открыток, со способом общением через онлайн-связь, учить писать письма, подписывать открытки, организовать почтовую и электронную переписку с воспитанниками детских садов Новгородской области, принять участие в проекте «Посткроссинг между детскими садами России».
2 этап–«Тренировочный» Цель: проведение тренировочного исследования.
Педагогические действия–увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделать ее проблемой самих детей, знакомство детей с методами исследования, создать условия для проведения наблюдений, экспериментов.
3 этап–«Самостоятельные учебные действия» Цель:предоставить детям возможность самостоятельно ставить задачи и изыскивать средства их решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Педагогические действия-педагогические наблюдения за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.
4 этап:«Обобщающий»
Цель:подвести итоги исследовательской деятельности, создать атмосферу, в которой воспитанники будут учиться общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми.
Педагогические действия–организация различных форм общения детей со сверстниками.
Я опиралась на педагогическую технологию проведения учебных исследований дошкольника А.И. Савенкова. Для усиления педагогического эффекта включала современные технологии эффективной социализации дошкольников.
Условия реализации проекта
Необходимые компетенции для реализации: воспитатель должен уметь находить и ставить перед воспитанниками учебно-исследовательские задачи в доступной для детей форме, уметь увлечь воспитанников проблемой, делать ее проблемой самих детей, стать координатором и партнером в исследовательском поиске, владеть методами и приёмами развивающего обучения.
Оборудование и инструментарий:
1. «Мини-типография»: ручки, карандаши, фломастеры, конверты, открытки, марки, трафареты букв, географические карты, ноутбук с выходом в Интернет для общения с друзьями, принтер цветной, сумка почтальона, почтовый ящик, альбомы для хранения полученных открыток и писем, диски для систематизации и хранения презентаций, результатов исследовательской деятельности.
2.«Исследовательский центр»: материалы и приборы для проведения опытов, карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с изображениями «темы исследования», папка исследователей, энциклопедии, карта-схема «план-дело-анализ».
Для полной реализации проекта необходимо включение родителей и представителей социальных институтов города (музеи, библиотека, школа, дошкольные образовательные учреждения).
Для ведения педагогических наблюдений использовала методическое пособие «Методика ведения педагогических наблюдений» Свирская Л.В., «ЛИНКА-ПРЕСС». Для изучения уровня исследовательских способностей детей составлена картотека игровых упражнений и тестов: «Учимся видеть проблемы», «Учимся выдвигать гипотезы», «Учимся задавать вопросы», «Учимся классифицировать», «Учимся высказывать суждения».
Планируемые или полученные результаты
Мой ожидаемый результат – сделать обучение развивающим.
Ожидаемый результат в ребёнке: повысился уровень организации познавательной деятельности, активно познаёт окружающий мир, самостоятельно ставит задачу(проблему),способен самостоятельно подбирать способы решения задачи (проблемы), применяет практические действия в ходе наблюдений, исследований, умеет задавать вопросы, рассуждать, оценивает результат своих действий, свободно высказывает свои мысли, чувства, сомнения, охотно делится с результатами своих действий, открытий с друзьями, выражает своё мнение к окружающему, умеет коллективно трудиться и получать от этого результат, уверен в себе, способен регулировать своё поведение согласно требованиям определённых норм и правил, субъект образовательного процесса.
Изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществлять в ходе педагогических наблюдений и игровых тестов. Наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии: умение видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать умозаключения и выводы; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Игровые теста подбираются к этим же критериям.
Уровни организации познавательной деятельности детей определяются в ходе педагогических наблюдений: на начальном этапе (начало проекта), промежуточном (середина проекта) и итоговом (после завершения проекта).
Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику. На начальном этапе 19% детей имели первый уровень организации познавательной деятельности, 37% - второй уровень, 31 % - третий уровень, а 13 % - 4 уровень. По итогам промежуточной диагностики - 6% детей имеют первый уровень организации познавательной деятельности, 19% - второй уровень, 44 % - третий уровень, а 31 % - 4 уровень. Это подтверждает эффективность применяемых мною методов и приёмов технологии проблемного обучения. Мне удалось сделать обучение развивающим.
Работа с детьми с использованием технологий развивающего обучения позволила сделать воспитанников активными участниками образовательного процесса. Повысилась активность детей в познании окружающего мира. Дети стали более свободно рассуждать. Их самостоятельность хорошо видна в постановке задач, подборе способов решения своих задач.
Видеоролик с рассказом о проекте