Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 889
Тематика
Игра
Название проекта
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям русского народа, средствами детского игрового фольклора.
Целевая группа
Данный проект ориентирован на работу с детьми от 2,5 до 7лет, с активизацией родительского участия в образовательном процессе.
• Включенность родителей в образовательный процесс зависит от образовательной ситуации проживаемой группой или дошкольной организацией (в рамках планирования образовательной деятельности).
• Осуществляется как по запросу родителей, так и по запросу детей (проектная форма деятельности).
Содержание проекта
Существует немало методик эстетического воспитания детей, базирующихся на различных видах искусства: музыке, танце, живописи, театре. Но именно детский фольклор как вид народного искусства, удивительным образом сочетает в себе все эти компоненты, является действенным методом развития и воспитания, поскольку в его основе лежит игра, которая является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Вариативная часть программы дошкольного образования реализуемая в нашем дошкольном учреждении, включает собственную, авторскую методическую разработку: «Приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа средствами детского фольклора».
Целью методической разработки является создание условий для приобщения детей к социокультурным ценностям. Содержание деятельности направлено на ознакомление и освоение детьми различных жанров детского фольклора, а так же знакомство с народной игрушкой. Методика рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольной организации. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Педагогом осуществляется:
• подбор, анализ и систематизация фольклорного материала. В соответствии с возрастными особенностями детей, и применительно к различным образовательным ситуациям.
• обогащение образовательной среды русскими традиционными игрушками и атрибутами для народных игр;
• содействие включению элементов детского фольклора в самостоятельную деятельность детей. С целью развития игровой мотивации детей. А так же с целью распространения игрового опыта в детской среде.
• организация взаимодействия с семьями воспитанников в целях вовлечения родителей в совместную деятельность.
Простое копирование, механическое воспроизведение старых форм не могут сегодня сделать процесс приобщения, по-настоящему плодотворным. В живом педагогическом поиске рождаются и новые подходы.
Познавательная сфера расширяется не путём накопления ребёнком разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними. Фольклор по своей природе синкретичен, отсюда и необходимость рассмотрения его с разных сторон.
Освоив тот или иной жанр фольклора, дети самостоятельно выбирают себе интересный вид деятельности и вовлекают в него других детей. Соблюдают правила предусмотренные игрой. Предлагают свои варианты проигрывания, договариваются об изменениях. Распространяют игровой опыт в детской среде. Придумывают новые варианты игры на основе знакомых образов.
С помощью включения разнообразных жанров детского фольклора в различные виды общения и деятельность детей, наполняя образовательную среду группы народными игрушками и атрибутами для игр, у детей складывается система впечатлений о красоте окружающего мира, об исторических и культурных традициях своего народа, пробуждается чувство причастности к ним. Дополнение и обогащение полученных знаний и впечатлений в пространстве дома, семьи, делают процесс приобщения естественным и ненавящевым. Сотрудничество педагога и родителей – непременное условие реализации данного проекта.
Условия реализации проекта
Реализация данного пректа осуществляется специалистом в области этнокультуры. Педагогом имеющим знания о многообразии детских фольклорных жанров и способным применять эти знания практически (в работе с детьми). Владеющим навыком игры на традиционном музыкальном инструменте (балалайка), навыком вокального сопровождения некоторых игр и хороводов. Практическим навыком владения некоторых видов ремёсел (тряпичные народные куклы и игрушки, лоскутное шитьё, Мезенская роспись, изготовление традиционной одежды на основе подлинных музейных образцов, и других атрибутов для народных игр).
Для реализации данного опыта другим педагогом дошкольной организации (не имеющим образования в области этнокультуры), необходимо самообразование в области народной художественной культуры. Желательно также наличие начального музыкального образования.
Необходимыми условиями становятся как теоретические, так и практические знания о многообразии жанров детского фольклора.
• Подбор, анализ и систематизация фольклорных жанров в соответствии с возрастными особенностями детей и применительно к различным образовательным ситуациям.
• Наличие и пополнение картотеки народных игр и других жанров детского игрового фольклора.
• Освоение некоторых видов ремёсел, необходимых для изготовления сопутствующего игрового оборудования, для успешной реализации опыта и наполнения образовательной среды группы.
• Наполнение образовательной среды группы различными атрибутами для народных игр, необходимыми музыкальными, шумовыми инструментами. Наличие традиционной одежды (уместной для образовательной ситуации).
• Творческая активность педагога.
• Организация сотрудничества с родителями (проведение мастер - классов, тематических выставок совместного творчества, совместное празднование народных календарных праздников).


Планируемые или полученные результаты
Наблюдения педагога и родителей позволяют сделать вывод об эффективности данной методики. Нельзя сказать, что одна игра развивает физически, вторая эмоционально, третья речь и т.д. Народная игра, и другие жанры детского фольклора приводят в движение все механизмы жизнедеятельности ребенка. Позволяют приобщать ребенка к социокультурным ценностям естественно и ненавящево.
Дети стали активными, отзывчивыми, доброжелательными, самостоятельно организуют разнообразные народные игры и вовлекают в них сверстников. В пространстве дома, вовлекают в совместную игру родителей и других членов семьи.
Применяют в самостоятельной игровой деятельности и другие жанры детского фольклора (сказки в театрализованной деятельности, колыбельные в сюжетно – ролевой игре, заклички – обращения к объектам живой и неживой природы, считалки при распределении ролей и т.д.).
На основе знакомых игр дети проявляют словотворчество, придумывают новые варианты игр. Отмечается повышение уровня взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Результаты работы показывают, что детский фольклор охватывает все направления развития личности детей, реализуя основные принципы стандарта дошкольного образования.
Видеоролик с рассказом о проекте