Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 808
Тематика
Развитие художественно-эстетических способностей
Название проекта
"Разноцветный мир" (Формирование художественной культуры и развития детского творчества в процессе ознакомления с народным костюмом и орнаментальным искусством народов Поволжья)
Целевая группа
дети старшего дошкольного возраста
Содержание проекта
Проект и Программа по изодеятельности "Разноцветный мир" созданы на базе МБДОУ ЦРР - детского сада № 20 «Искринка», являются частью экспериментальной программы по воспитанию культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, разрабатываемой в рамках Областной программы развития образовательных процессов. Данный проект реализуется в ДОУ с 2005 года.
Цель проекта: Формирование художественной культуры и развитие детского творчества в процессе ознакомления с народным костюмом и орнаментальным искусством народов Поволжья.
Задачи:
•Наполнение воспитания и образовательной деятельности национальной колористикой; расширение тематических границ, конкретизация национальных особенностей народных узоров и костюмов.
•Развитие детских представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, декоративно-прикладном искусстве за счет большей включенности детей в познавательный процесс, за счет развития познавательных способностей, проектировочных умений, творчества.
•Развитие процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур.
•Воспитание в духе мира и диалога культур.
Направления.
1.Знакомство с символикой декоративного искусства народов Поволжья (русского, татарского, чувашского, мордовского), её значением.
2.Знакомство с народными костюмами (русским, татарским, чувашским, мордовским).
3.Художественно-изобразительная деятельность детей.
Проект «Разноцветный мир» рассчитан на детей 6-7 лет. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по 30 минут, в год проводится 36 занятий. Срок реализации проекта-1 год.
Проект представлен в форме базовых тематических блоков, содержание тем которых направлено на сохранение в процессе обучения самого дорогого достояния дошкольника – его самобытность, через возможность свободного выбора пути и способа решения поставленной проблемы.
Дети знакомятся с мировоззрением древней Руси (русских, мордвы, чуваш, татар), стремятся овладеть языком древних знаков и символов, зашифрованных в орнаментальных изображениях, знать особенности костюмов народов Симбирского Поволжья.
В художественно-изобразительной деятельности широко применяются нетрадиционные способы изображения, дети шире знакомятся с изобразительными материалами и инструментами.
В процессе разработки, апробирования и реализации проекта выпущена Программа "Разноцветный мир" (Программа формирования художественной культуры и развития детского творчества в процессе ознакомления с народным костюмом и орнаментальным искусством народов Поволжья); разработан диагностический материал по выявлению уровней сформированности знаний, умений, навыков детей. К программе разработаны книжка-раскраска "Разноцветный мир", комплект дидактических игр: "Веселые матрешки", "О чем нам расскажет узор", "Кому принадлежит одежда?", "Составь узор" и др. В фойе детского сада оснащена предметно-пространственная развивающая среда: создан мини-музей национального быта, оформлена выставка народной вышивки и национальных костюмов.
Условия реализации проекта
Психолого-педагогические условия реализации проекта
• создание обогащенной, культурно-пространственной среды, обеспечивающей «погружение» ребенка в социально-культурный опыт народа:
-пространство: мини-музеи национального быта, одежды, выставки, игровое пространство;
-предметный компонент: реальные предметы народного быта, национальные костюмы, книги, фотографии и т.д.;
-дидактические материалы: альбомы, книжки-раскраски, дидактические игры, материал для самостоятельной деятельности;
• использование педагогического опыта работы с детьми, обеспечивающего единство познавательного, эмоционального, действенно-творческого компонентов жизнедеятельности:
-реализация личностно-ориентированного подхода;
-организация различных видов деятельности;
-деятельного проживания, общения, «диалога» со старшим поколением, носителями народных традиций.
-обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей;
• взаимодействие и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами: семьей, национальными автономиями, школой народного творчества, этнографическими музеями.
В МБДОУ №20 "Искринка" города Ульяновска реализует проект воспитатель по изобразительной деятельности высшей категории. Для реализации проекта воспитателю необходимы знания по декоративно-прикладному искусству народов Поволжья, знания и владение нетрадиционными техниками изображения, приемами выполнения простейших швов вышивки. Для художественно-изобразительной деятельности были изготовлены тычки, печатки с элементами узоров, трафареты для печати на ткани, палочки для рисования тушью и др., собран дополнительный материал: ракушки, монеты, бусинки, бисер и т.п.
В проекте (Программе) разработаны диагностические критерии оценки знаний, технических навыков и умений детей; представлены диагностические задания с помощью дидактических игр "Национальные часы" (назвать национальный костюм), "Гости с Поволжья" (провести самостоятельный анализ национального костюма), "В хороводе" (сравнить два национальных костюма), "Укрась костюм" (украшение предметов национальных костюмов).
Планируемые или полученные результаты
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные задания, диагностические критерии.
Предполагаемый результат.
• Дети имеют представление о символическом изображении орнаментов народов Поволжья (русском, чувашском, татарском, мордовском);
• Имеют представления и умеют различать особенности народных костюмов;
• У детей появится интерес к истории и культуре Симбирского Поволжья;
• Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
• Приобретут практические умения по работе с различными материалами;
• Развивается творчество в процессе ознакомления с орнаментикой и народным костюмом и овладения детьми разными способами художественной деятельности.
Диагностическая методика была разработана на основе методики З. А. Богатеевой («Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья», Чебоксары. – 2004).
1.Индивидуальная беседа с детьми.
На дидактическом панно дан подбор плоскостных фигур людей в национальных костюмах. Детям предлагается выбрать «гостя» в национальном костюме:
• Назови национальность своего гостя.
• Назови элементы костюма, в который одет твой «гость».
• Как называется головной убор?
• Расскажи об украшениях в костюме.
• Что означают названные украшения? Для чего они применены в костюме?
• Как называется обувь на твоем «госте»?
2.Создание ситуации выбора. Предложить ребенку из различных элементов национальных костюмов выбрать элементы костюма данной национальности.
3.Продуктивная деятельность. Украшение элементов национальных костюмов (аппликация).
Проводилась вводная и итоговая диагностика. Проанализировав результаты двух диагностик, получили следующий результат: из 22 человек высокий уровень усвоения эстетических ценностей родного края показали 9 человек, что составляет 41%, средним уровнем обладают 13 детей, это – 59%, низкий уровень не показал никто.
Сравнивая результаты диагностики, видим, что детей с высоким уровнем усвоения стало на 28,5% больше, а с низким уровнем стало меньше на 20,8%.Анализ результатов диагностики орнаментальных умений дошкольников показал, что высокий уровень у 10 детей, что соответствует 45,5%, средний уровень у 12 детей, это – 54,5%. Сравнивая с вводной диагностикой, можно увидеть, что высоким уровнем стали обладать на 26,3% больше детей, а с низким уровнем стало на 12,5 % меньше.





Видеоролик с рассказом о проекте