Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 803
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Психолого-педагогическое сопровождение семей, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию
Название проекта
Проект: "Мать и дитя"
Целевая группа
Целевая группа проекта:
- дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе дети-инвалиды
- родители (законные представители) детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе детей-инвалидов
Основной критерий включения в целевую группу: дети должны быть неорганизованными, т.е. не посещать дошкольные образовательные организации, а также желание родителей сотрудничать с организаций, взаимодействовать с педагогом. Ограничений в плане психического или физического развития детей нет, так как необходимое оборудование, методическое обеспечение по работе с детьми, имеющими норму или отклонения в развитии, имеются.
Идея работы с данной категорией детей и их родителями на базе консультационного пункта возникла на фоне запросов общественности и с ориентацией потребности родителей в социализации, адаптации детей, их развитии. В городе Новочебоксарск имеется потребность в улучшение информированности законных представителей детей об особенностях их развития, периода введения в группу раннего возрастного развития, проведения своевременной диагностики малышей, в преддверии посещения дошкольного учреждения, консультирования родителей.
Так началу реализации предшествовала предварительная работа: мониторинг семей микрорайона, имеющих детей, не посещающих детский сад, с целью выявления психолого-педагогических проблем; составление списков желающих посещать занятия в консультационном пункте; персональные приглашения на первое установочное собрание «Будем знакомы». Сформированные списки желающих посещать консультационный пункт (в частности психолого-пеадгогического сопровождения семей) позволили определить возрастной диапазон детей – 6 месяцев-7 лет и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
Содержание проекта
Современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определив значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка, выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Актуальность данного проекта заключается в том, что он является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное ранее комплексное развитие. Особенно аспект социализации и адаптации важен для семей с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья.
Развитие ребёнка невозможно без участия и поддержки взрослого, т.к. искренние и доброжелательные отношения способствуют более успешному развитию малыша.
Предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, по организации и проведения занятий, которые включает в себя работа вместе с мамой для детей раннего дошкольного возраста, работа с песком, сказкотерапия. Основная идея нашей работы – в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога (диагностика, консультирование, работа с семьёй индивидуально и в группах, проведение занятий с применением арт-терапевтических технологий, символдрамы, песочной терапии). Проект включает реализацию нескольких авторских методик - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (сказкотерапия), Е.В. Ларечиной, А.С.Роньжина; Н.Е. Вераксы (программа "От рождения до школы"); Е.А. Стребелева (методика работы с детьми в нарушениями интеллекта); Большебратская Э.Э. (методика по песочной терапии); Е.В.Свистунова, Е.В.Горбунова (арт-терапия в работе с детьми).
Цель проекта: обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.
Задачи: - оказание всесторонней помощи родителям, оказание содействия в социализации, в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ; - своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего возраста.
Формат - занятие по микрогруппам, консультация, тренинг, круглый стол, мастер-класс, анкетирование, обучающий игровой сеанс.
Периодичность встреч с семьями - 2 раза в неделю на протяжении учебного года.
Периодичность проекта рассчитана на один учебный год (для семей, имеющих детей раннего возраста), на весь период дошкольного возраста (для семей, имеющих детей с особенностями развития в плане ограничений в здоровье).
Условия реализации проекта
Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты консультационного пункта (из штата дошкольного учреждения, имеющие профильное высшее образование, прошедшие повышение квалификации по работе с детьми дошкольного и раннего возраста, по работе с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья):
- педагог-психолог – диагностирует проблемы развития дошкольников, проводит коррекционную работу с ними и консультирует родителей (законных представителей) по вопросам психологического развития детей;
- заведующий – знакомит родителей с правовыми основами организации работы по образованию дошкольников;
- старший воспитатель – консультирует родителей по методике, технологиям, приемам и средствам образования дошкольников по всем образовательным областям;
- медицинская сестра – дает практические советы по профилактике различного рода заболеваний, оздоровлении детского организма, организации рационального питания;
- музыкальный руководитель – помогает родителям (законным представителям) развить творческие и музыкальные способности детей;
- инструктора по физической культуре – дают практические советы по физическому развитию детей и привитию любви к спорту.
Материальные ресурсы:
Кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, музыкальный и физкультурный залы (помещения просторные, светлые, имеют искусственное и естественное освещения).
Магнитная доска, стол и стул для педагога, стулья и столы по количеству воспитанников, ковёр, материалы, наглядные пособия, магнитофон, ноутбук с презентациями, звукозаписи, музыкальные инструменты, игровое оборудование по Монтессори, Дары Фребеля, наборы тематических карточек, игры-шнуровки, пирамидки разной величины, матрешки, сортеры, кубики, коляски, коробки форм разной величины, мозаики, стаканчики, баночки, вкладыши, бусы, магниты, строительные наборы, наборы по типу LEGO, мягкие игрушки, куклы разного размера, пупсы в ванночках, машинки разного размера, наборы для сказок, наборы «форма и цвета», краски (пальчиковые), восковые мелки, кисти, картон, альбомы, специально подготовленные формата А3 материалы для лепки, соленое тесто, цветная бумага, пальчиковые куклы, наборы по сказкотерапии, театр, ширма, мячи, массажные мячики, обручи, мягкие модули, доска для физкультминуток, массажные коврики, разнообразные игр, книжки-пищалки, деревянные кубики, наборы животных, шарики, наборы фруктов и овощей, корзинки, природный материал, набор посуды, песочные столики (расположены в специально отведенном помещении), наборы кинетического песка и специального песка. Пузырьковая колонна, модуль «Жар-птица», зеркальный шар, «сухой дождь». Фортепиано, аккордеон. Спортивное оборудование и атрибуты, тренажеры.
Методический инструментарий: пальчиковые и совместные игры; арт-терапевтические, телесно-ориентированные и музыкотерапевтические техники; ритмика; физкультминутки; мини-консультации.
Система организации внутреннего контроля за реализацией проекта идёт посредством анкетирования родителей, наблюдение, диагностика по запросу.
Планируемые или полученные результаты
На протяжении 2014-2017 гг. родители получали помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомились с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой. Совместные занятия с педагогом-психологом по проекту «Мать и дитя» позволили социализации ребёнка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.
1. Развитие диалогового образовательного пространства как способа коммуникации
2. Создание условий для успешной адаптации ребёнка в образовательном учреждении.
3. Повышение уровня развития детей раннего возраста.
4. Формирование осознанного отношения родителей к воспитательному процессу.
5. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по социальному воспитанию.
Надежными показателями сформированности адаптивных механизмов стали хорошее настроение ребенка, проявляемые им чувства бодрости, радости, уверенности. Родители научились замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, умению уважать желания и потребности малыша. Все результаты удалось фиксировать путём анкетирования, наблюдения, сбора отзывов (анонимного характера), диагностики развития. Уже сейчас в совместную игру включаются ребятами, имеющие особенности развития (синдром Дауна), в перспективе планируется создавать смешанные группы, с включением детей с особенностями развития. Подбирать для них индивидуальный маршрут и помогать в социализации. Родители детей с нормой и особенностями развития учатся взаимному принятию и сотрудничеству. Помогает этому психологическая атмосфера, технологии применяемые педагогом-психологом с ориентиром на сплочение, коммуникацию (совместная деятельность, позаботься о ближнем и т.д.).
Контроль за реализацией проекта осуществляется на протяжении учебного года (с периодичность 1 раз в 3 месяца) путем:
- анкетирования родителей, посещающих занятия, консультации;
- анализом посещения детьми группы (в соответствии с табелем посещаемости занятий, ведение педагогом-психологом тетради и табеля посещения);
- наблюдения за эффективностью работы группы со стороны руководителя (1 раз в 2 недели с целью отследить динамику).
Анкетирование рассчитано на получение обратной связи. Существует система сбора отзывов, может носить анонимный характер, с целью улучшения сотрудничества.
Видеоролик с рассказом о проекте