Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 773
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Преемственность традиций детского сада и семьи как инновационная форма работы с родителями воспитанников
Целевая группа
- дети дошкольного возраста (с 3 лет до 7 лет);
- родители воспитанников;
- воспитатели;
- педагог-психолог.
Содержание проекта
Цель программы «Детский сад и семья – неразлучные друзья» - совместное обеспечение реализации специфических возможностей в воспитании детей в ДОУ и семье.
Задачи:
1) познакомить родителей с педагогическим коллективом ДОУ;
2) вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
3) создавать условия для обмена опыта семейного воспитания;
4) познакомить родителей с традициями ДОУ и активно их внедрять в традиции семей воспитанников;
5) сплотить семьи на основе общих интересов и потребностей.
Данная программа рассчитана на реализацию в 2015-2019 г.г. (со второй младшей группы до подготовительной группы).
Определен девиз года, что позволяет подобрать формы работы с детьми и родителями в зависимости от потребностей и проблем воспитания:
2015-2016 уч. год девиз: «Давайте познакомимся!»
2016-2017 уч. год девиз: «Традиции детского сада – в каждую семью!»
2017-2018 уч. год девиз: «Традиции семьи – в традиции детского сада!»
2018-2019 уч. год девиз: «Детский сад и семья – неразлучные друзья!»
Программа условно состоит из трёх этапов.
I этап - подготовительный. Срок реализации: 6 -8 месяцев (младший дошкольный возраст).
Цель: поиск новых форм взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи: познакомить родителей с педагогическим коллективом; вовлечь их в педагогический процесс и заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития ребенка.
II этап - основной. Срок реализации: 2,5 года (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) – 2016 – 2018 уч. года.
В 2016 году (младший дошкольный возраст) была поставлена цель: вовлечение родителей в педагогический процесс и воспитательно – образовательную работу, как необходимость развития собственного ребенка. Задачи:
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания – повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения;
- сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Цель: построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями с целью оптимизации всестороннего развития в условиях ДОУ и семьи.
III этап – координационный или завершающий этап работы по преемственности традиций ДОУ и семьи. 2018-2019 г.г. (подготовительная к школе группа), который подразумевает следующее:
- родители и педагоги становятся полноправными партнерами и совместно могут реализовывать свои специфические возможности в воспитании детей;
- сформированная «педагогическая рефлексия» родителей включает у них умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации;
- появляются позитивные изменения в детско-родительских отношениях, нормализуется психоэмоциональное самочувствие детей.

Условия реализации проекта
В реализации программы «Детский сад и семья – неразлучные друзья могут принимать участие такие специалисты, как: педагог-психолог, музыкальный руководитель, физ. инструктор. Специального обучения для реализации проходить не надо.
Кроме поэтапной работы воспитателя с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий[8]:
1. Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения.
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями. Гуманизировать, значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения.
3. Необходим отказ от формального общения, от монолога в пользу диалога. Поэтому приоритет мы отдали таким формам работы, как:
- «круглый стол» (что сводит к минимуму проявления авторитарности); - совместные с родителями праздники и развлечения;- дискуссионный клуб; - «дни открытых дверей»;
- «дни самоуправления»; - выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»;
- тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить реальные и оптимальные педагогические решения.
4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.
5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, неподкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.
6. Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не с формированием у дошкольников ЗУМов, а черт личности, условий и возможности развития их индивидуальности.
7. Продумывая содержание каждого занятия с родителями, следует тщательно спланировать и его итог. Завершать занятие с родителями следует на пике интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность самим поразмышлять далее над проблемой.
8. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы (еще хуже занимать судейскую позицию). Необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.
Для определения направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи на подготовительном этапе нами проводилось анкетиров
Планируемые или полученные результаты
Анализируя полученные результаты на подготовительном этапе, реализуемом в 2015-2016 г.г., перед началом реализации программы «Детский сад и семья – неразлучные друзья» мы зафиксировали:
- трудностей в воспитании ребенка (по разным причинам: из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей), не испытывают 52% родителей;
- информация, которую получают родители воспитанников из разных источников, в том числе и из Интернета, помогает мало, так как транслируемые знания слишком общие, не касаются лично их ребенка, даются в сложной или непонятной форме. В связи с этим от педагогов детского сада 60% родителей хотели бы получить максимально полную информацию о ребёнке, его пребывании и деятельности в детском саду, 28% — советы по общению с ребёнком, 12% — советы психолога. Более того, большинство родителей считают, что они недостаточно информированы об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении;
- проявлять свою активность и инициативность во взаимодействия семьи и детского сада готовы 37% родителей. Оставшаяся часть родителей ссылается либо на недостаток времени, либо на недостаток желания для тесного сотрудничества с ДОУ и взаимодействия с другими родителями;
- удовлетворённость родителями работой педагогического коллектива лишь 51%. Мы решили, что это связано с тем, что родители только начинают нас узнавать, в связи с открытием группы.
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу, что необходимо:
• активное включение родителей в реализацию образовательной программы дошкольного учреждения;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей;
• активное.
Анализируя промежуточные результаты реализации программы «Детский сад и семья – неразлучные друзья» на конец 2016-2017 г.г. мы констатируем следующее:
- компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей значительно возросла – 68%. Мы связываем это с созданием дискуссионного клуба «Детский сад и семья – партнёры». Родители активно посещали все мероприятия в рамках работы клуба, а некоторые родители попробовали себя даже в роли «воспитателя», когда проходили «Дни самоуправления»;
- 74% родителей проявляют свою активность и инициативность во взаимодействии семьи и детского сада;
- 89% родителей удовлетворены успехами своего ребёнка, а значит и работой педагогического коллектива;
- не только между детьми, но и между семьями группы сложились более дружеские отношения. Об этом свидетельствует зарождение новой традиции – праздновать совместно дни рождения детей в неформальной обстановке;
- между родителями и педагогами налажено эффективное сотрудничество, которое можно назвать «полноправным партнёрством». Родители действительно выступают как активные партнёры образовательной деятельности в ДОУ и за его пределами;
- родители стали активными участниками и победителями городских конкурсов, посвящённых сохранению семейных традиций («Семейный выходной», «От сердца к сердцу»).
Видеоролик с рассказом о проекте