Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 740
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Логопедия
Название проекта
«Система развития и коррекции ритмико-мелодико-интонационнной стороны речи у дошкольников 3-5 лет»
Целевая группа
Данный проект направлен на двухлетний срок обучения детей 3-4 лет и 4-5 лет.
Цель проекта: развитие сенсомоторного уровня у детей 3-5 лет с помощью формирования и коррекции мелодико-темпо-ритмической стороны речи.
Основная форма реализации проекта-кружковые занятия с детьми данного возраста.
Занятия проводятся с группой детей (20-25 чел.) 2 раза в неделю. Они позволяют «включить» речевой аппарат неговорящим детям, помогают в работе с детьми, владеющими речевым навыком, но испытывающими затруднения в овладении темпо-ритмической стороной речи, слоговой структурой слов, работой голосом, а также произношением звуков. Кроме того, занятия позволяют своевременно диагностировать у детей 3-х лет тяжелые речевые нарушения и начать работу по их устранению.
Содержание проекта
Речь– это ритмизированный высший психический процесс. На первом году жизни данный процесс является одним из самых главных, но не все родители обращают внимание на развитие мелодико-темпо-ритмической стороны речи детей. Поэтому важно как можно раньше начать коррекционно – развивающую работу в данном направлении в условиях ДОУ.
Воздействие на детей происходит по 3 каналам: тактильному (ощущения от произнесения звуков), зрительному(символы звуков), слуховому(специально подобранные мелодии–ритмы).
Выделено два основных этапа работы:
Подготовительный (преобразование гуления, т.е.дать фонацию звука).
Цель: получить произвольное дыхание соединенное с голосоподачей и артикулированием, сделать их более длительными по времени.
Коррекционный (получить слог-лепетание).
Цель: соединить артикуляцию гласного и согласного; переключить с одного слога на другой.
На данных этапах используется обилие наглядных элементов (символы звуков и картинки).
В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз.
На протяжении всего процесса обучения ведется: работа над ритмами, над слогом, над словом (классы слов по Марковой), над формированием фразы (модели по Балаевой).
В данной работе особое внимание уделяется различным попевкам, ритмизированию процесса обучения, похлопывание, «замочки»- попеременное соединение рук в замок при проговаривании слов сложной слоговой структуры.
Основные особенности работы:
-большое внимание уделяется тактильным ощущениям от фонации звука
- используются шесть ритмов (мелодий), соответствующих шести слоговым ритмам русского языка
- дыхание, артикуляция и голосоподача объединяются в одно действие (пение)
- формирование ритмико-интоннационной стороны речи
-согласные вызываются не изолированно, а в слогах (однородные слоговые цепочки, со сменой гласных, разнородные слоговые цепочки, слоги со сменой согласных)
Основные виды упражнений:
-«Пение звукорядов» Пропеваем гласные звуки с опорой на символы под музыку, ритмизируя хлопками руками по коленям.
-«Эхо» Пропеваем слоги со сменой гласных с опорой на символы под музыку, ритмизируя хлопками руками по коленям (с замочками).
-«Эхо-2» Пропеваем слоги со сменой согласных с опорой на символы под музыку, ритмизируя хлопками руками по коленям (с замочками).
-«Повторялки» Пение слогов со слуха под музыку, ритмизируя руками хлопками по коленям (сначала логопед, потом дети).
-«Попевки» Пение фраз под музыку, ритмизируя «замочками». Например, "Вот лошадка и-го-го, скачет быстро и-го-го, по дорожке и-го-го".
«Веселые ручки» Пропевание глаголов под музыку, с помощью рук показывая действие (мою, режу, чищу).
«Хлопаем как коза, зайка» Использование хлопков, используя символы "козу" со вторым ударным слогом, "зайца" с первым ударным слогом.
«Работа со словом» Проговаривание слов с хлопками.
Условия реализации проекта
1. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов (учителя – логопеда, воспитателей), основанных на онтогенетическом принципе развития речи детей.
2. Интеграция приемов по развитию темпо-ритмической стороны речи в воспитательно-образовательный процесс реализуемой ООП.
3.Построение педагогического процесса, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его речевые, психолого-возрастные и индивидуальные возможности.
4.Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
5. Накопление, систематизация материалов по формированию темпо – ритмической стороны речи у детей 3-5 лет и создание необходимой развивающей среды в группе (наличие опорных картинок для попевок (сюжетных и предметных), картинок с изображением звуковых символов, магнитофона с записью 6 ритмов а также музыкально – ритмических композиций, музыкальных инструментов).
6. Диагностирование детей по формированию сенсомоторного уровня речевого развития.
Планируемые или полученные результаты
В рамках данного проекта работа велась в течение 2-х лет. Дважды в год проводилось диагностическое речевое обследование детей. К концу 2-го года обучения выявлена значительная положительная динамика у 80% воспитанников. У этих детей хорошо развит речевой аппарат и фонематический слух, имеется фундамент по формированию слоговой структуры слова, оформлению фразы, сформирован длительный речевой выдох, идет развитие слухового внимания и памяти, зрительного и тактильного восприятия, мелкой и общей моторики, выработка четкой координации речи с движением. Благодаря этому облегчается дальнейшая коррекция звукопроизношения детей.
У 20% детей, имеющих серьезные нарушения речи, положительная динамика незначительна. Они нуждаются в серьезной коррекционной работе.
Видя замечательный результат, я пришла к выводу, что это очень эффективная форма работы и её необходимо проводить учителю – логопеду, имеющему большое количество детей в логопункте. Именно поэтому я начала проводить занятия по развитию мелодико-темпо-ритмической стороны речи с детьми 3-5лет в других группах детского сада.
Видеоролик с рассказом о проекте